II. 3. Социальный ряд развития (самоопределение)

Однако деятельность и ролевая структура лич­ности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых ка­честв. Главная социальная задача этого возраста — выбор про­фессии. Общее образование дополняется теперь специальным, профессиональным. Уже по окончании VIII класса ребята де­лают ответственный социальный выбор — продолжать учебу в средней школе, пойти в ПТУ, техникум или совмещать учебу с работой. По окончании средней школы жизненные пути еще более дифференцируются со всеми вытекающими отсюда соци­ально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности: в 14 лет юноши и девушки вступают в ком­сомол, в 16 — получают паспорт, в 18—активное избирательное право и право быть избранными в Советы народных депутатов, кроме Верховного Совета СССР. Важной задачей этого возра­ста становится также подготовка к созданию семьи. Юридически брачный возраст в РСФСР— 18 лет, фактически, по данным Все­союзной переписи населения 1970 г., в браке состояло 0,4 про­цента юношей и 2,6 процента девушек 16—17 лет; в группе 18—19-летних — соответственно 4 и 19,6 процента [1].

Промежуточность общественного положения и статуса юно­шества определяет и особенности его психики. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подростко­вого этапа,— собственная возрастная специфика, право на авто­номию от старших и т. п. В то же время перед ними стоит за­дача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентиров­ку и определение своего места во взрослом мире. Это предпо­лагает наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, разви­тие интегративных механизмов самосознания, выработку миро­воззрения и жизненной позиции, а также определенных психо­сексуальных ориентаций.

Юношеское самоопределение — исключительно важный этап формирования личности. Однако до тех пор, пока это «пред­восхищающее» самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным. Отсюда — третий возрастной период, от 18 до 23—25 лет, который можно услов­но назвать поздней юностью или началом взрослости.

В отличие от подростка, который в основном принадлежит еще к миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юно­ши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18—23-летний человек является взрослым как в био­логическом, так и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализации, хотя, разумеется, продолжает его воспитывать, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее ре­зультаты по «взрослым» стандартам. Ведущей сферой деятсльности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифферен­циацией профессиональных ролей. Об этой возрастной группе уже нельзя говорить «вообще»: ее социально-психологические с войства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Образование, которое продолжа­ется и на этом этапе развития, становится не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учеба в вузе может в известном смысле рассматриваться как вид трудовой деятель­ности. Молодые люди приобретают большую или меньшую сте­пень материальной независимости от родителей, обзаводятся собственными семьями. В 1970 г. в браке состояло 29 процентов мужчин и 55 процентов женщин в возрасте от 20 до 24 лет. По данным киевского демографа Л. В. Чуйко, максимальная ин­тенсивность вступления в брак на Украине в 1969—1970 гг. при­ходилась у мужчин на 24, у женщин — на 22 года. Демографы считают оптимальным возрастом вступления в брак 22—24 го­да для женихов и 20—22 года для невест.

Но как многие юноши в каких-то отношениях еще остаются подростками, так и многие молодые люди сталкиваются с «юно­шескими» проблемами и в студенческие годы и много позже. Без учета этого обстоятельства нельзя понять ни молодых ра­бочих, ни студенчества. Кроме того, проблемы 18—23-летних ретроспективно бросают дополнительный свет на юношескую психологию.

_________________________________________________________________________________

[1] См.: Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М., Статистика, 1972, т. II, с. 263.

первичная социализация – предыдущая | следующая – умственные интересы

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.