тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Методики в исследовании Репрезентация эмоций у больных нервной

Автор психолог психотерапевт Матвеев А.А.

В исследовании использовались такие методики иследования эмоций: «Рисунок чувств», «Рисуночный апперцептивный тест» (РАТ), «Психосемантический анализ эмоций и ощущений» (ПАЭО)[1]. Принципом отбора методик служило их соответствие заявленной цели исследования. Из статистических процедур был проведен сравнительный анализ с применением непараметрических критериев Манна-Уитни, анализ корреляционных взаимосвязей с применением непараметрического критерия Спирмена. Статистический анализ проводился с использованием программы SPSS 11.

 

1. Методика «Рисунок чувств» является авторской и направлена на изучение репрезентаций эмоций, символического изображения, графических показателей образа, а также особенностей эмоционального переживания при вспоминании об эмоциогенной ситуации. Процедура. Во время эксперимента испытуемым после проведения беседы предлагалось нарисовать чувства по порядку: «гнев»; «смущение»; «вина»; «голод»; «печаль»; «радость»; «тревога». Испытуемые могли использовать либо все возможные цвета, либо только один цвет, исходя из собственного желания и настроения. После того, как рисунок чувства был готов, испытуемого просили описать это чувство, затем отдельно описать телесные ощущения при переживании этого чувства, наконец, рассказать о ситуации, в которой переживание этого чувства для испытуемого было наиболее интенсивным и продолжительным. Для оценки особенностей переживания (модальности, интенсивности) использовался протокол наблюдения за невербальной эмоциональной экспрессией, являющийся авторской модификацией протокола, используемого в работе (Пономарева И.П., Павлова Е.Н., Овчинникова В.В., Жуков Ю.М., 2001).

Параметры оценки: В первую очередь оценивался общий параметр дифференцированности эмоционального понимания, который конкретизировался в следующих показателях:  а) количество перечисленных признаков эмоции; б) описаний телесных ощущений при переживании эмоции; в) количество деталей в рисуночном образе; г) стереотипность/дифференцированность и разнообразие использованных типов рисуночного образа; д) количество использованных цветов; е) предпочитаемые рисуночные образы. Для подсчета количества признаков использовался контент-анализ высказываний испытуемых, где единицами являлись отдельные прилагательные, существительные, глаголы, отдельные целостные формулировки («как у маленьких детей», «похоже на вулкан» и т.д.).

Во вторую очередь оценивались метакогнитивные или проективные характеристики рисуночного образа и переживания, демонстрирующие общую актуальность и напряженность отдельных эмоциональных переживаний, которые конкретизировались в показателях: 1)  графические характеристики: а) цветовая насыщенность образа; б) штриховка; в) нажим; г) размер (на фоне других образов в рамках одной методики); 2) интенсивность и качественные особенности переживания;    Для оценки выраженности показателей использовалась общая четырех бальная номинативная шкала: 0 – слабая выраженность, 1 – средняя выраженность, 2 – сильная выраженность,  3 – крайняя выраженность.

2. Методика «Рисуночный Апперцептивный Тест» создана Л.Н. Собчик (Собчик Л.Н., 2005).

Процедура: В безоценочной атмосфере испытуемому демонстрировались картинки по порядку и при этом ему предлагалось рассказать свою версию о том, что происходит на картинке.

Оценивались такие показатели как 1. эмотивность – количество упоминаний в рассказах чувств и переживаний персонажей и 2. рациональность – количество упоминаний суждений, мыслей героев рассказов.

Данный показатель позволяет проанализировать условия эмоциональной компетентности и межличностной регуляции.

3. Методика «Психосемантический анализ эмоций и ощущений» (ПАЭО) необходима для исследования семантического пространства эмоций и ощущений, интрацептивного словаря эмоций у больных НБ в сравнении с нормой. ПАЭО является авторской модификацией методики экспериментального исследования категориальных структур индивидуального сознания (Петренко В.Ф., 2005) и состоит из списков эмоций (25) и ощущений (33).

Процедура: Испытуемому предлагалось оценить по шкале от 1 до 5 связь между каждой эмоцией и каждым ощущением с целью определить насколько выбранная эмоция сопровождается тем или иным ощущением.

Результаты методики ПАЭО состоят из: 1. Семантической нагруженности телесных ощущений и эмоций человека. 2. Размерности семантического пространства.

Размерность семантического пространства оценивалась  по количеству факторов внутри семантического пространства (чем большее количество факторов, тем большая когнитивная дифференцированность), соотношению факторов внутри семантического пространства по  величине долей дисперсии (чем большее доминирование одного или двух факторов, тем меньшая когнитивная дифференцированность), числу положительных и отрицательных корреляций между факторами внутри семантического пространства (чем большее количество корреляций между факторами, тем меньшая когнитивная дифференцированность).

[1] Представленные результаты являются частью обширного системного исследования механизмов эмоциональной регуляции больных с НПП.

Предыдущая|Следующая

Запись на консультацию к психологу консультанту Матвееву А.А.