/     /  
Развитие самооценки в детском возрасте: Учебная деятельность

Развитие самооценки в детском возрасте: Учебная деятельность

Развитие самооценки в детском возрасте: Учебная деятельность
Автор статьи: детский психолог Сутулина Анна

Особое внимание стоит уделить сфере общения ребёнка со сверстниками. С середины дошкольного возраста ребёнок начинает прислушиваться к оценкам друзей. Если эти оценки будут негативными, если ребёнок не будет принят в коллективе сверстников, это может существенно отразиться на его самооценке. Поэтому важнейшей задачей для родителей является научить ребёнка навыкам общения, взаимодействия с окружающими, помочь ему приобрести коммуникативную компетентность. Обсуждайте с ребёнком возникающие в кругу сверстников проблемы, проговорите, проиграйте, как можно выйти из конфликтной ситуации, эффективно справиться с затруднениями в общении. Пусть ваш ребёнок больше играет, ведь именно игра как ведущая деятельность дошкольного возраста является настоящей школой общения, овладения социальными навыками, приобщения к миру человеческих смыслов и норм. Естественно, речь идёт не об играх за компьютером, имеются в виду именно игры в кругу сверстников. Некоторым детям не хватает фантазии на то, чтобы придумать, во что играть. Поначалу предложите сами им сюжет игры (в магазин, в больницу, в семью), распределите роли, помогите детям освоить этот на самом деле нелёгкий вид деятельности. Полученный в результате позитивный опыт, масса положительных эмоций и впечатлений сделают этот вид деятельности крайне привлекательным для ребёнка, и в дальнейшем Вам уже не понадобится руководить этим процессом.

Особо внимательными к характеру общения Вашего ребёнка со сверстниками стоит быть в возрасте 5 лет. В этом возрасте резко возрастает интерес и внимание ребёнка к тому, что делает партнёр, нередко меняется отношение к поощрениям и порицаниям сверстника взрослым. Часто наблюдается такая реакция: ребёнок начинает радоваться при порицании сверстника и разочаровывается при его поощрении, при этом эти переживания могут быть очень сильными. Что с этим делать и как избежать этих негативных эмоциональных проявлений? В данном случае необходимо развивать в своём ребёнке чувствительность к другому через разрушение фиксации на себе. Важен отказ от соревновательности, от конкурентных игр. Воспитайте в своём ребёнке установку на сотрудничество, а не на конкуренцию, научите его понимать, что все мы разные, кто-то более успешен в одном, кто-то в другом, и мы можем не соперничать с другими, а учиться у них тому, что пока ещё не умеем, и в то же самое время учить других людей тому, что не умеют они. Постарайтесь меньше оценивать своего ребёнка, не сравнивайте его с другими и уж тем более не приводите ему постоянно кого-то из сверстников в пример («Вот Вася уже умет читать, а ты нет!»). Предложите детям игры, направленные на переживание общих эмоций, которые предполагают взаимопомощь в игре, организуйте разнообразные совместные формы деятельности (совместное рисование, лепка, выкладывание общего рисунка). Всё это поможет Вашему ребёнку научиться воспринимать сверстника как самоценную личность, понимать и чувствовать его, радоваться его успехам, сопереживать ему, помогать в случае необходимости.

Таким образом, дошкольный возраст является периодом появления истинной развитой самооценки у ребёнка.  К концу дошкольного детства ребёнок уже обладает способностью оценить себя в разных сферах, по разным параметрам, обладает развёрнутой системой представлений о себе. Как правило, сфомировавшееся в дошкольном возрасте отношение к себе является достаточно стабильным и во многом определяет успешность ребёнка в будущем. Поэтому родителям стоит быть особенно внимательным к особенностям развития ребёнка в данном возрасте, его настроениям, его эмоциональным и познавательным потребностям, сфере общения со сверстниками.

4. Младший школьный возраст (6 (7) – 12 (13)) лет

С поступлением в школу ребёнок включается в учебную деятельность, которая по своей природе изначально сопряжена с оценками. Неуспешность в школе, низкие оценки, плохие отношения с учителем, – всё это может нанести существенный удар по самооценке ребёнка. Как помочь ребёнку освоить этот нелёгкий вид деятельности и стать успешным в учёбе? Во-первых, помогите ребёнку освоить новую систему отношений ребёнок – учитель. Необходимо понимать, что для ребёнка это совершенно иная система отношений, чем ребёнок-близкий взрослый. Отношения с учителем беспристрастны, его требования надличностны – они заданы обществом, сверху. В отношениях с учителем отсутствует такая эмоциональная близость, как в отношениях с родителями, любовь учителя, как правило, условна, его отношение оценочно. Научите своего  ребёнка уважать учителя, принимать его требования, спокойно относиться к оценкам. Покажите своему ребёнку, что Вы его любите независимо от того, какие оценки он получает, создайте дома спокойную, доброжелательную обстановку. Найдите вечером время обсудить, как прошёл школьный день Вашего ребёнка, что у него получается, а что пока не очень, помогите справиться с возникающими трудностями, следите за тем, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием. Поначалу будет неплохо, если Вы поможете ребёнку овладеть школьными навыками, будете вместе делать домашние задания, проверять то, что он делает сам. Первоначально учебная деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым,  и лишь затем происходит переход к самостоятельной учебной деятельности. Но для этого ребёнок должен научиться сам планировать свои учебные действия, контролировать себя и адекватно оценивать.

Самосознание у детей – предыдущая | следующая – Развитие позитивной самооценки

Вернуться к началу статьи


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)