/     /  
Развитие самооценки в детском возрасте: Развитие позитивной самооценки

Развитие самооценки в детском возрасте: Развитие позитивной самооценки

Развитие самооценки в детском возрасте: Развитие позитивной самооценки

Ранее мы попытались охарактеризовать основные стадии и механизмы формирования самооценки в детском возрасте, назвали факторы, влияющие на характер самооценки на разных возрастных этапах. Теперь выделим условия, необходимые для развития позитивной самооценки, и дальнейшей успешности ребёнка, универсальные для каждого периода развития:

  • Безусловное эмоциональное принятие ребёнка со стороны родителей (любовь и привязанность «несмотря ни на что»), симпатия, уважение, близость к ребёнку. Проявляйте внимание и уважение к мыслям и желаниям ребёнка, его фантазиям, его выбору, не критикуйте его постоянно. Будьте искренними со своими детьми. Говорите детям о своих чувствах к ним, говорите о том, что любите его, о том, какую ценность он для Вас представляет. Не забывайте обнять ребёнка, когда отправляете его в школу или детский сад. Говорите о своих разочарованиях, если Вас что-то расстраивает в нём, его поведении. Только обязательно укажите на причину возникшего чувства и помогите ребёнку сделать так, чтобы больше этого не повторилось. Тогда Ваш ребёнок не будет бояться себя, своих чувств и будет с удовольствием делиться с Вами тем, что с ним происходит, научится понимать свои чувства и выражать их словами.
  • Будьте внимательны к своему ребёнку, проводите с ним достаточно времени, организуйте свой совместный досуг так, чтобы он был продуктивным и насыщенным, интересным для обеих сторон. Заботьтесь об удовлетворении не только витальных, но и высших (духовных, социальных, познавательных) потребностей ребёнка. Помните, что лучшим подарком для ребёнка является время, проведённое вместе с Вами.
  • Постарайтесь реализовывать во взаимодействии с ребёнком демократический стиль общения, что предполагает равноправный диалог, уважение мнения каждой из сторон. Равноправная форма общения открывает путь к формированию позитивной Я-концепции ребёнка, характеризующейся высоким самопринятием и признанием самоценности Я. Предоставляйте своему ребёнку самостоятельность, право выбора, предварительно сформировав у него систему ориентиров, которая поможет ему принимать правильные решения. Научите его уважать Ваше мнение, Ваш выбор.
  • Обратите внимание на язык Вашего общения с ребёнком. Старайтесь не использовать приказы, команды, угрозы, негативные оценки, осуждения. Не навешивайте «ярлыки» на своего ребёнка, не высмеивайте его, не стремитесь чрезмерно морализировать, постоянно читать нотации. Опыт родительства может существенно расширить нашу коммуникативную компетентность, научить техникам эффективной коммуникации, эмпатического слушания, умению чувствовать, понимать и уважать своего ребёнка.
  • Если Вы используете наказания в воспитании ребёнка, то не забывайте, что негативной оценке могут подвергаться его поступки, но не его личность. Наказания всегда должны быть за что-то (при этом ребёнок должен чётко понимать причину), а поощрения просто так. Тогда Ваш ребёнок будет чувствовать свою ценность, уникальность. Никто не отменяет подарков, наград за какие-то достижения ребёнка, но никогда не стоит делать Ваше дружелюбное  внимание и заботу о ребёнке лишь следствием его успехов или неуспехов. Никогда не стоит прибегать к таким неэффективным и наносящим вред психологическому здоровью ребёнка наказаниям, как физическая и вербальная агрессия, аффективные воздействия, лишение родительской любви, ограничение активности ребёнка, инициирование чувства вины. Не создавайте слишком много запретов и требований, чтобы потом не приходилось наказывать ребёнка за их нарушения. Куда проще на тот период, пока Ваш ребёнок ещё маленький, ещё не овладел своим поведением и чётко не усвоил нормы и правила поведения, убрать хрустальные статуэтки подальше от его глаз, не оставлять любимую книгу на столе. Ведь Вашему ребёнку очень интересно, что будет с фигуркой, если уронить её на пол, что будет с бумагой, если её порвать. Простые и не требующие особых усилий действия  с Вашей стороны могут существенно уменьшить количество требований и запретов и избежать многих конфликтов.
  • Любые виды занятий с ребёнком должны соответствовать его возрастным возможностям. Если родители предлагают ребёнку то, что он пока не в силах сделать, у него будет постоянное ощущение неуспешности, что неизбежно отразится на его самооценке.
  • Поддерживайте ребёнка в трудные ситуации. Чувство надёжной привязанности, ощущение что в случае затруднений он никогда не останется один, к нему всегда прийдут на помощь поддерживает положительную самооценку, придаёт уверенности в своих силах, снимает тревожность. Затем Вам уже не нужно будет бежать к ребёнку во всех трудных ситуациях. Уверенный ребёнок не будет злоупотреблять Вашей помощью.
  • Уважительное отношение членов семьи друг к другу, позитивная самооценка родителей, их успешность, умение радоваться жизни, – всё это очень важные факторы развития положительного самоощущения у ребёнка. Ведь ничто так не мотивирует нас, как живой пример перед глазами.
  • Будьте особо внимательны к ребёнку и терпимы к его поведению в периоды кризисов (3 года, подростковый кризис). Иногда в эти периоды кажется, что ребёнок совершенно не слышит взрослого, делает всё назло, как будто испытывает на прочность. На самом деле за негативными симптомами кризиса всегда стоят позитивные изменения, изменение и рождение личности ребёнка. И именно в эти периоды ребёнок крайне нуждается в Вашей любви, помощи, терпении и родительской мудрости, просто выражает это такими специфическими способами.
  • Принимайте отказы ребёнка: если Ваш ребёнок не любит манную кашу, не надо пытаться изо всех сил каждое утро его накормить ей. Даже у маленького ребёнка уже есть свой вкус, свои пристрастия и предпочтения, что-то ему нравится, что-то может вызывать отторжение. Постарайтесь быть чуткими к ребёнку, учитесь отличать временные капризы от стабильных вкусов, предпочтений, уважайте его право быть собой.
  • Учите своего ребёнка дарить добро и радость другим. К таким детям, как правило, с симпатией относятся сверстники, они любимы, успешны в коллективе, детском саду, школе, что безусловно поддерживает их положительную самооценку.

Данные простые советы вполне могут помочь Вам вырастить успешного, уверенного в себе, жизнерадостного, активного ребёнка, ощутить радость родительства и полноту собственной жизни. Ведь наше будущее, как известно, в наших детях, и хорошо если это будущее является оптимистичным, полным новых перспектив и возможностей.

Учебная деятельность – предыдущая

Вернуться к началу статьи


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)