Психология юношеского возраста — один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Юность — период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному. В этой книге речь пойдет в основном о 14—18-летних людях, главным образом старшеклассниках, которых в психолого-педагогической литературе называют то юношами, то подростками. Однако нам придется затрагивать также некоторые проблемы более ранних и более поздних этапов развития. Юношеский возраст не только завершает период подготовки к взрослой жизни (новая Конституция СССР значительно расширила политические права 18-летних), но и сам по себе исключительно богат и многогранен. В данном учебном пособии прослеживаются в первую очередь закономерности формирования личности, которая является высшим синтезом психических процессов. Это предполагает также освещение некоторых определяющих общественное положение и сферу деятельности юношей и девушек социальных процессов, понимание которых необходимо будущему учителю. В основу пособия положено обобщение новейших научных данных советской и зарубежной возрастной психологии, а также социологических и педагогических исследований юношества, включая собственные работы автора. Преимущественное внимание при этом уделяется тем вопросам, которые меньше или совсем не освещены в других предметах пенхолого-педагогического цикла и в которых студенту трудно ориентироваться самостоятельно. Книга рассчитана на читателя, знакомого с системой понятий общей и возрастной психологии в объеме учебника «Общая психология» (2-е изд. М., 1977) и учебного пособия «Возрастная и педагогическая психология» (М., 1973) под редакцией проф. А. В. Петровского. Все незнакомые научные попятия и термины объясняются в тексте учебного пособия по мере их введения. Чтобы организовать самостоятельную работу студентов, в конце книги по каждой главе даны темы для подготовки к семинарским занятиям и темы для рефератов, а также рекомендательные списки литературы. Разумеется, преподаватель, читающий спецкурс, может варьировать и изменять их по своему усмотрению. Поскольку психология юношеского возраста находится сейчас в стадии становления и многое в ней является спорным, автор счел необходимым специально остановиться на се теоретико-методологических проблемах. Естественно, что этот раздел книги (§ 2 и 3 главы I) наиболее сложен для восприятия. Однако он очень важен для понимания дальнейших перспектив этой области знания и возрастной психологии в целом. К нему полезно вернуться еще раз в качестве обобщающего повторения, после того как студенты уже освоят основной материал. Опыт создания систематического курса психологии юношеского возраста предпринимается в нашей стране впервые с начала 1930-х годов. Автор и издательство хорошо сознают, что это только начало большой работы, и будут признательны за советы и критические замечания, способствующие улучшению книги.
Глава I
Юность как предмет научного исследования
I. 1. Юность и юношество в исторической перспективе
Что такое юность? Каковы содержание и длительность юности как стадии жизненного пути? В каком возрасте человек превращается из ребенка в юношу, а из юноши во взрослого? Каковы движущие силы и внутренние этапы этого перехода? Ответы на эти вопросы никогда не были однозначными, и сами термины, в которых мы описываем возрастные сдвиги, довольно неопределенны. «Переходный возраст» как стадия перехода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание, поэтому его часто называют пубертатным периодом. Но физическая зрелость, способность к деторождению еще не делают человека взрослым. У животных, включая и антропоидов, конечная цель индивидуального развития — продолжение рода. Хотя в течение жизни животное выполняет множество разных более или менее важных функций, главная из них — функция воспроизведения себе подобных. Все остальные функции представляют лишь средства или условия, обеспечивающие выполнение основной функции.
следующая – возрастная периодизация