Художественная литература, театр, кино—важнейшие средства самопознания, мировоззренческого и нравственного самоопределения личности. Но все-таки самое «юношеское» искусство — музыка. Характерно, что опрошенные Л. Н. Жилиной и И. Т. Фроловой московские старшеклассники, перечисляя вещи, которые они хотели бы приобрести и которые многим из них представляются необходимыми, на первое место поставили магнитофон, на второе — гитару или электрогитару; если добавить к этому другие музыкальные инструменты и транзисторы, то получится, что «музыкальные» предметы составляют почти две трети всех юношеских «вещных» желаний. Да и фактически компании подростков, «вооруженные» транзисторами, магнитофонами или гитарами (которые часто используются, увы, как ударный инструмент), давно уже стали серьезной социальной проблемой.
Благодаря экспрессивности и связи с движением и ритмом музыка полнее, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку и юноше оформить и выразить свои эмоции, волнующие смутные переживания, которые невозможно передать в словах, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка.
В отличие от чтения, которое требует уединения и сосредоточения в себе, восприятие музыки может быть как индивидуальным, так и групповым и, создавая общее настроение, служит важным средством межличностной коммуникации. В сочетанми с танцем или пением музыка составляет не только фон, но и важный компонент юношеского общения. В наибольшей степени это относится к самой спорной с точки зрения эстетики и в то же время самой популярной среди молодежи поп- или бит-музыке. Попытки отмахнуться от нее, объясняя популярность бита только эстетической незрелостью молодежи, равно как и механическое противопоставление бита классике, не выдерживают серьезной критики.
Интересны выводы, к которым пришла группа венгерских исследователей во главе с И. Витани. Так же как поп-арт старается выделить эстетическое из простых предметов повседневного быта, бит хочет создать искусство путем интенсификации простых музыкальных стереотипов. Исполняемая бит-группами и вокально-инструментальными ансамблями музыка, если брать ее в единстве мелодии, гармонии, ритма, тембра, динамики, вовсе не проста и для неподготовленного слушателя трудно воспроизводима. Но отдельные элементы ее кажутся доступными и создают у слушателя иллюзию, будто это он сам музицирует или, во всяком случае, может все это сделать. Простота, стереотипность многих текстов также напоминает фольклорную. Это облегчает распространение такой музыки.
Другая особенность бита — чудовищная, всеподавляющая сила звука. Усиление звука и в классической музыке — одно из средств достичь эмоционального напряжения. Современные электроусилители приводят к тому, что бит-музыка воспринимается уже не только ухом, но все тело выступает в качестве резонатора. С одной стороны, это концентрирует в музыке эмоциональные силы индивида, с другой — звучащее пространство как бы простирает шатер над слушателями, так что переживания их становятся общими, отрезают от внешнего мира и внушают чувство взаимосвязанности и сопричастности.
Психологические функции бит-музыки так же разнообразны, как и она сама. Одним она дает разрядку эмоционального напряжения, другим — чувство внутреннего освобождения, отключения от прозы будней, третьим — ощущение слияния с группой. Нельзя забывать и о престижной функции бита как важнейшего символа юношеской субкультуры. Вопрос компетентности в современной популярной музыке для подростков и юношей чрезвычайно важен. Хорошее знание современных ансамблей, певцов и их репертуара, обладание модными записями и т. и. стало одним из средств завоевания престижа у сверстников, а отсутствие таких знаний воспринимается как отсталость. Учитывая известную конформность юношеских групп, эта «мода» способствует нивелированию художественных вкусов, часто на довольно низком уровне. Все это сталкивает воспитателя с целым рядом проблем, причем не только эстетических, что хорошо показано в таких фильмах, как «Не болит голова у дятла» и «Розыгрыш».
Понять психологические функции юношеской музыки не значит обязательно принять ее.
В молодежных увлечениях много наносного, безвкусного. Серые, пустые тексты не становятся лучше от того, что их исполняют только в сопровождении музыки. Злоупотребление электроинструментами причиняет серьезное беспокойство окружающим людям. Кроме того, привычка к звуковым перегрузкам отрицательно влияет на слух и нервную систему. И совсем уж никуда не годится, если «эмоциональное раскрепощение» выливается в разнузданные акты вандализма, что не раз случалось на Западе. Нельзя закрывать глаза и на то, что распространение магнитофонных записей, переписанных с зарубежных дисков, подчас открывает дверь чуждым идеологическим влияниям.
Но здесь, как и с другими молодежными модами, запреты и ограничения не могут заменить главного — систематического воспитания у молодежи высокого эстетического вкуса.
Разные поколения молодежи увлекаются разной музыкой. У одних это танцевальные мелодии, у других — джаз, у третьих— «барды», у четвертых — вокально-инструментальные ансамбли. Учитель не может разделять все эти увлечения, но он может и должен учитывать их. Музыкальные клубы, дискотеки (журнал «Клуб и художественная самодеятельность» не только систематически обсуждает проблемы легкой музыки, но и издает в качестве приложения наиболее интересные новые диски), обсуждение музыкальных новинок, обучение игре на популярных инструментах — все это снимает с молодежной музыки ореол запретности и одновременно повышает общий уровень музыкальной культуры старшеклассников.
Задачи эстетического воспитания не сводятся к тому, чтобы вводить в определенные рамки спонтанные потребности юношей и девушек. Оно — органическая часть воспитания всесторонне развитой личности.
виды искусства – предыдущая