тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

п.3. Особенности познавательной деятельности больных портальной гипертензии (продолжение).

К настоящему времени накоплено достаточное количество фактов, убедительно свидетельствующих о большой однородности тех нарушений познаватель­ней деятельности, которые выявляются при психологическом исследовании у больных с различными ор­ганическими поражениями мозга.

Они проявляются главным образом в весьма характерном симптомокомплексе нарушений, обнару­живаемых в психологическом эксперименте. К их числу относятся: нарушения памяти и внимания, из­менение мышления, общее снижение умственной ра­ботоспособности больных. Конечно, степень выра­женности этих нарушений различна. Это зависит как оr тяжести мозгового поражения, так и от длитель­ности течения болезненного процесса и его нозоло­гической специфики. Однако, повторяем, общий ра­дикал этих нарушений остается неизменным.

Приведённые результаты нашего исследования не претендуют на то, чтобы представить детально структуру нарушений познавательной деятельности избранного контингента больных. Такой задачи не ставилось. Более того, нет возможности в рамках настоящей работы изложить все полученные экспе­риментальные данные, относящиеся к характеристи­ке познавательной деятельности больных хрониче­скими соматическими заболеваниями. Отметим лишь, что в нашем распоряжении имеется материал, отно­сящийся к характеристике познавательной деятель­ности больных с хроническими заболеваниями лег­ких неспецифической природы, больных онкологиче­скими и сосудистыми заболеваниями и. др. Эти дан­ные убеждают нас в справедливости вывода о нали­чии единого, общего радикала нарушений познава­тельной деятельности у всех этих больных. Это со­гласуется и с уже имеющимися в литературе данны­ми (Коган и др., 1972; 1976; Тхостов, 1980; Марилова, 1983; и др.).

Характерно то, что степень выраженности изменений познавательной деятельности зависит от тяже­сти соматогенной вредности, остроты_патологического процесса и длительности его течения. Сошлемся в этой связи только на результаты нашего совместно с М. М. Орловой (1983) исследования, направленно­го на изучение некоторых показателей познаватель­ной деятельности у больных с заболеваниями легких (хроническая пневмония, острая пневмония, хрони­ческая бронхит). В этом исследовании было показа­но, что выраженность нарушений памяти и внима­ния у больных в большей степени выступает в пе­риоды обострения заболеваний и падает в периоды ремиссии. Показано, что, например, показатели крат­ковременной памяти в острые периоды заболевания значительно ниже, чем в ремиссии: при острой пнев­монии они составили 56%, а при обострении хрони­ческого бронхита – 57% от соответствующих показа­телей в контрольном исследовании. При наступле­нии ремиссии или выздоровления эти показатели возрастают в 1,5 раза. Выявлена также большая инертность восстановления познавательных процес­сов по сравнению с типом клинического выздоров­ления.

Эти данные могут быть использованы при реше­нии вопроса о реабилитации больных, назначении трудовых рекомендаций и решении вопросов трудо­вой экспертизы.

Однако при всей практической важности соб­ственно изучения структуры изменений познаватель­ной деятельности главным остается, на наш взгляд другой вопрос: как влияет изменение познаватель­ных возможностей человека на его личность? Имен­но этот вопрос мы и считали для себя центральным в перспективе исследования.

Ранее отмечалось, что биологический фактор (биологическая вредность) относится к классу ус­ловий развития человека как личности. Основопола­гающим же моментом является социальное бытие человека, та реальная деятельность, которую он осу­ществляет как общественный индивид. Остановимся на этом вопросе несколько подробнее.

Изменения познавательных возможностей субъ­екта вследствие хронического заболевания снижают, ограничивают, обедняют операциональный состав деятельности (Леонтьев, 1975) и тем самым создают определенный тип противоречий в развитии, рассмо­трение которых представляется обязательным при оценке перспектив дальнейшего поступательного раз­вития личности. На возможность возникновения та­ких противоречий уже имеются указания в литера­туре (Божович, 1958; Зейгарник, Братусь, 1980). В частности, Б. С. Братусь (1980), рассматривая во­зрос о движущих противоречиях развития личности взрослого человека, отмечает, что «существование и функционирование деятельности подразумевает на­личие относительного соответствия ее операциональ­но-целевой, познавательной и смысловой сторон», «Возникающие, — пишет он далее, — в ходе жизни нарушения этого соответствия ведут к внутренним противоречиям, которые могут быть сняты соответ­ствующим изменением названных сторон» (С. 133).

Изучая изменения познавательной деятельности у больных тяжелыми хроническими соматическими за­болеваниями, имеется возможность, по нашему мне­нию, обратиться к рассмотрению ряда типичных противоречий развития, возникающих у соматиче­ских больных.

Главным из них является возникающее несоответ­ствие между операциональной «обеспеченностью» деятельности и ее смысловыми, личностными компонентами. Материал, представленный в данной главе, показывает, что соматогенное изменение познава­тельной деятельности создает известное ограничение, дефицит возможностей психического развития в це­лом и развития личности в частности. Подобно тому как в развитии психики ребенка расширение и обо­гащение круга знаний и умений создает предпосыл­ку для перехода на новый этап онтогенеза, в данном случае также возникает предпосылка для изменения личностного компонента деятельности. Прежняя смысловая ориентация деятельности в условиях ослабления познавательных возможностей уже не может быть реализована в полной мере. Находясь длительное время, в стационаре, зачастую вынуж­денный перейти на инвалидность, человек получает как бы материализованное подтверждение своей не­состоятельности. Объективное положение человека в социальной среде заметно меняется. Это влечет за собой и изменение его «внутренней позиции» (Божович, 1968), всей мотивационно-потребностной сферы личности.

Необходимо отметить также, что преморбидно сложившаяся система потребностей и мотивов вступает в противоречие и с энергетическими возможностями выполнения деятельности. Явления истощаемости психической деятельности, описанные в данной главе, приводят к падению силы и выраженности побудительной функции мотивов («гипобулия», «адинамия» – по клинической квалификации этого факта).

Конечно, мы можем здесь только наметить основной содержательный контекст данных противоречий. Более подробно эти вопросы будут освещены в главе 4.

исследование мышления – предыдущая страница|следующая страница – внутренняя картина болезни

Влияние хронической болезни на психику. Содержание.