Операции счета являются не менее сложными по своему психологическому строению. Сложность счетных операций обусловливается прежде всего наличием отвлеченных чисел, которыми человеку приходится оперировать. Степень сложности счетных операций связана с характером самой вычислительной операции. Так, процессы сложения и вычитания будут иметь разную психологическую структуру в зависимости от того, протекают ли эти операции в пределах десятка или с переходом через него. Операции в пределах десятка протекают готовыми числовыми группами. Операции же с переходом через десяток представляют собой сложную цепь промежуточных операций. Наибольшую сложность представляет операция вычитания. Эта сложность связана с пространственными представлениями, которые необходимы для установления направления отсчета. Наибольшая сложность процесса вычитания выступает в операциях с переходом через десяток (55 — 8 = ); здесь процесс вычитания состоит из нескольких пространственно ориентированных звеньев: а) 8 + 2 = 10; б) +2 — операция удержания в оперативной памяти числа, которое позже нужно будет прибавить к результату вычитания. Или: а) 8 = 5 + 3 — операция разложения вычитаемого на две составные части, где первой составляющей является разряд единиц уменьшаемого (5); б) 8 — 5 = 3;
в) 55 — 5 = 50; г) 50 — 3 = 47. Операции виг — последовательное вычитание составляющих вычитаемого: в) 55 — 10 = 45;
г) 45 + 2 = 47.
Операции сложения также обнаруживают определенную сложность структуры, особенно при сложении с переходом через десяток.
Не менее сложными являются операции умножения и деления. Умножение там, где оно выходит за пределы известной «таблицы умножения», автоматизированной в прошлом опыте, представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных операций. Наиболее трудным здесь является звено переосмысления, перешифровки операций сложения в операцию умножения. Оно, как и другие арифметические действия, требует прочного сохранения понимания разрядного строения числа, учета направления и последовательности расположения чисел, удержания в памяти полученных промежуточных результатов и т. д. Деление также является не менее сложным психологическим процессом: оно всегда является осознанным процессом и этим отличается от умножения, так как последнее может протекать автоматизировано в пределах усвоенной таблицы. Все процессы счета (арифметические действия): сложение, вычитание, умножение, деление — это сложные психические процессы, многозвенные и многоуровневые по своей структуре. Они требуют от субъекта четкого знания разрядного строения числа, умения расчленять число на составные части и осуществлять промежуточные операции, сохранения промежуточных результатов в оперативной памяти, и все это должно протекать на фоне устойчивости общей целостной программы арифметического действия, умения осуществлять контрольные арифметические операции и общий контроль за выполнением программы действия.
Пройдя сложный путь формирования и развития, понятие о числе у человека становится в высокой степени прочным и пластичным, а операции с числом — сокращенными и автоматизированными. Поэтому нейропсихологический метод исследования является одним из важнейших методов, с помощью которого можно изучить механизмы и структуру числа и счета.
Исходя из данных онтогенеза и истории числа и счета, нетрудно представить всю сложность психофизиологической структуры и мозговых основ этой сложной психической функции. Чтобы обеспечить этот процесс, функциональная система, лежащая в его основе, включает афферентаций с целого ряда анализаторных систем — зрительной, слуховой, пространственной, речедвигательной. А следовательно, счет может быть нарушен при поражении любого участка мозга левой гемисферы, а также височно-теменно-затылочных отделов правого полушария, принимая всякий раз иную форму, в зависимости от топики поражения или оттого фактора, который оказался нарушенным.
«Акалькулией» принято называть нарушения счета. Но термин «счет» имеет два значения. Во-первых, это собственно счет, или пересчитывание реальных предметов (объектов, явлений) с целью определения их количества (количественный счет) или порядка в числовом ряду (порядковый счет). Во-вторых, это выполнение четырех арифметических действий в устной или письменной форме. Эти действия называются счетными, или счислительными операциями. Исходя из вышеизложенного, мы будем понимать под акалькулией нарушение счета в обоих его значениях, т. е. нарушение счета и счетных операций. Нарушения счета могут носить характер специфической и неспецифической акалькулии.
Глава 10. Акалькулия. Нарушение и восстановление счета – предыдущая | следующая – 10.2. Неспецифические формы нарушения счета (вторичная акалькулия). Методы восстановления
Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.