VIII. 2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение

Эта социально-нравственная мотивация как нельзя более ха­рактерна для советских юношей и девушек, которым статья 40 Конституции СССР гарантирует не только право на труд, но и право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготов­кой, образованием и с учетом общественных потребностей. Но как найти свое призвание?

Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее.

Понятие «призвание» имело первоначально религиозный смысл; подразумевалось, что это бог призывает человека к опре­деленной деятельности, дав ему соответствующий социальный статус или путем индивидуального откровения (как Жанне л’Арк явилась во сне богоматерь). Сегодня призванием обычно называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит глав­ную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит она ему или нет. Если я никогда не пробо­вал рисовать, откуда я узнаю, имеется ли у меня талант художника? А ведь все формы деятельности испробовать невозможно.

У человека могут быть задатки многих способностей и даро­ваний. Например, Р. Вагнер обладал одновременно музыкальным и литературным талантами, А. С. Пушкин и Т. Г. Шевчен­ко, помимо поэтического дара, были незаурядными художника­ми, композитор А. П. Бородин был крупным химиком. Далее многие талантливые люди не сразу находили себя, по нескольку раз меняли профессии.

Самоопределение есть одновременно и самоограничение. Школьник в профессиональном отношении еще никто, «чистая потенция». Он может быть и слесарем, и врачом, и космонавтом. Выбор специальности делает человека чем-то определенным, он получает определенную сферу деятельности, в которой пред­метно реализуются его силы и способности. Но это означает вме­сте с тем отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и само­ограничивающий выбор отнюдь не просто.

Профессиональное самоопределение сегодня — многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение оп­ределенного периода времени. Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизи­рует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда — с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела (первый исходит из запросов общества, третий — из свойств личности, второй предлагает способы согла­сования того и другого), но являются вместе с тем взаимодополнительными (первый преимущественно социологический, вто­рой — социально-психологический, третий — дифференциально-психологический).

В возрастной психологии профессиональное самоопределе­ние обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность ко­торых, разумеется, варьирует.

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок прини­мает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток ви­дит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста,— предварительный выбор профес­сии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сна­чала с точки зрения интересов подростка («Я люблю историче­ские романы, стану-ка я историком»), затем — с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не занять­ся ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требова­нию?»).

Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии) или личные (система личных ценностей, т. е. чего индивид хочет для себя), как более обобщенные, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвя­занно. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности и принося призна­ние окружающих, в свою очередь, подкрепляют интерес.

жизненные планы – предыдущая | следующая – выбор профессии

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.