Натуральный ряд развития описывает процесс созревания человека как индивида, историю становления, дифференциации и интеграции некоторой системы природно детерминированных свойств. Социальный ряд развития описывает движение от общества к личности, процессы социализации индивида, этапы его приобщения к культуре, овладения общественно необходимыми знаниями, нормами и ценностями и включения в общественно-производственную деятельность. Психологические свойства личности, в том числе возрастные, рассматриваются при этом как производные от ее социального положения и жизнедеятельности, которые, в свою очередь, обусловлены системой общественных отношений.
Выше уже говорилось об историчности понятия и хронологических границ юности и об удлинении этой фазы жизненного пути в новое время. Научно-техническая революция делает физическое и социальное созревание человека еще более неравномерным.
Половое созревание, которое издавна считается нижней границей юности, сегодня начинается и заканчивается значительно раньше, чем в прошлом столетии и даже 20—30 лет тому назад. По данным В. Г. Властовского, в середине 1930-х годов средний возраст начала менструаций у девочек-москвичек составлял 15 лет 2 месяца; сейчас менструации начинаются уже в 13 лет (в сельской местности несколько позже). Аналогичные сдвиги характеризуют и другие аспекты физического созревания мальчиков и девочек. Это не может не сказываться на психике и поведении подростков и юношей, заставляя психологов «снижать» границы юношеского возраста.
Напротив, начало самостоятельной трудовой жизни, с которой в первую очередь ассоциируется социальная зрелость, отодвинулось. Усложнение общественной, и прежде всего трудовой, деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение общественно необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за школьными партами разного размера. Из людей, родившихся в России в 1906 г., к 16 годам почти треть уже работали, а к 20 годам почти все юноши уже начали трудовую жизнь. Сегодня значительная часть молодежи этого возраста еще учится. Переход к всеобщему среднему образованию означает, что все дети и подростки от 7 до 17 лет должны учиться в том или ином учебном заведении. Что же касается студенческой молодежи, то она заканчивает образование только в 22—25 лет.
Увеличение подготовительного периода связано не только с усложнением трудовой деятельности, требующей более длительного обучения, но и с расширением сферы индивидуального самоопределения и повышением требований к его осознанности. Большая свобода выбора и меньшая социальная скованность способствуют формированию более гибкого социального характера, обеспечивают большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотной стороной этого процесса является психологическое усложнение самоопределения. Продление периода, когда юноша «примеряет» на себя различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, объективно означает удлинение первичной социализации.
Изменения в возрастной структуре населения, возрастном разделении труда и содержании процесса социализации накладывают отпечаток и на содержание нормативных критериев социальной зрелости и ее субъективного выражения — чувства взрослости.
Б. Заззо, изучавшая группу взрослых французов, нашла, что начало юности почти все они относят к 14 годам, связывая ее с половым созреванием. Однако представления о времени и критериях ее окончания расходятся. Рабочие и низшие служащие считают, что их юность закончилась в 18,5 года (первое число обозначает количество лет, второе — месяцев), инженерно-технические работники отодвигают этот срок до 19,7 года, предприниматели и лица свободных профессий — до 20,5 года. Субъективная средняя продолжительность юности колеблется, таким образом, в зависимости от длительности полученного образования, от 4,2 до 6,6 года. Мало этого. Почти все опрошенные считают, что конец юности еще не означает наступления действительной зрелости. Длительность периода «неполной взрослости» также варьирует в зависимости от образования и социального положения, составляя 4,8 —для рабочих, 4,4 — для инженеров и техников, 8 лет — для высших специалистов. Получается, что, чем выше образование и социальный статус личности, тем позже она обретает чувство взрослости. Сущертвенно варьируют и критерии социальной зрелости.
Пытаясь сформулировать единый критерий социальной зрелости, некоторые авторы выбирают в качестве такого рубежа начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий не только социально и психологически значим, но и объективирован в народнохозяйственной статистике, которая позволяет проследить исторические и когортные сдвиги. Но «начало трудовой жизни», «экономическая самостоятельность» и «приобретение стабильной профессии» часто хронологически не совпадают друг с другом. Взяв за основу этот критерий, мы нашли бы прежде всего громадную неравномерность в темпах социального созревания разных групп молодежи: раньше созревает сельская молодежь, потом рабочие и позже — учащаяся молодежь, студенчество. Эмпирически подтвердить эту схему легко: у работающей молодежи раньше формируется чувство личной ответственности, она раньше узнает цену деньгам, быстрее избавляется от некоторых подростковых стереотипов. Но такая схема недооценивает роль учащейся молодежи, удельный вес которой в нашем обществе неуклонно растет. Хотя студенчество дольше сохраняет относительно зависимый социальный статус, оно опережает своих работающих сверстников в культурно-образовательном отношении, с чем связаны более сложные формы социальной ответственности.
ретарданты – предыдущая | следующая – первичная социализация