тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

9.3. Нарушение процесса решения задач у больных с поражением лобных отделов мозга (продолжение)

Таким образом, у больной с поражением базальных отделов лобных систем интеллектуальная деятельность оставалась принципиально возможной. Однако эта возможность нарушалась вследствие импульсивности. У больной выпадала ориентировочная деятельность, имела место тенденция сразу приступать к решению задачи, поэтому решение простых задач оставалось доступным, а при решении сложных больная часто попадала под влияние непосредственного впечатления от текста задач.Теперь обратимся к примеру, иллюстрирующему решение задач больными с «заднелобным» синдромом.

Больной У. (ист. б, № 33847), 29 лет, образование среднее. Во время операции была удалена опухоль огромных размеров из правой лобной доли, занимавшая всю правую лобную долю от полюсов до задних отделов и от конвекситальных отделов до основания передней черепной ямки. Через год больному была сделана повторная операция, на которой была удалена опухоль, снова появившаяся в правой лобной доле, в задних медиальных ее отделах, по нижнему краю фалькса и снаружи и снизу у дна передней ямы. Опухоль (астроцитома) распространялась под фалькс в левое полушарие. После повторной операции больной был полностью ориентирован в месте и времени, однако резко аспонтанен, безынициативен, сам не предъявлял никаких жалоб.

Больной правильно повторял текст и правильно решал простые задачи, полностью осознавая стратегию решения. Изменения наступали при решении сложных задач, где необходимо часть операций совершать в уме и имеется несколько неизвестных.

Приведем соответствующий пример. Больному дается задача: «Ученик купил 1 букварь и 1 ручку, заплатив 37 коп. Другой ученик купил 1 букварь и 2 ручки, заплатив 49 коп. Сколько стоит букварь и сколько стоит ручка в отдельности?» Больной правильно повторяет задачу, но не приступает к ее решению.

«Решайте задачу». — «Сейчас буду решать». (Пауза.) — «Вы решаете задачу?» — «Нет». — «Решайте задачу. (Пауза.) Что нужно сделать, чтобы ее решить?» — «37 и 49… значит всего 86». — «Для чего вы сложили?» — «Чтобы узнать, сколько всего заплатили». (Пауза.) — «Что же надо делать дальше?» — «А дальше я не знаю что… Ничего больше нет».

Из приведенного протокола видно, что в действиях больного полностью отсутствует ориентировка в условии. Больной в результате инактивности, несмотря на формально правильное повторение условия задачи, не начинает систематического анализа ее условия; у него нет попыток создать план решения, и правильное повторение текста не связано с действиями больного.

Педагог облегчает анализ задачи тем, что дает задачу в виде двух уравнений, выделяя тем самым основные звенья данной задачи.

1 букварь + 1 ручка = 37 коп.

1 букварь + 2 ручки = 49 коп.

Больной повторяет вслед за педагогом основной вопрос задачи, после чего подводит черту и записывает итог общей суммы.

2 букваря + 3 ручки = 86 коп.

«Что вы узнали?» — «Я узнал, сколько ручек и букварей и сколько это стоит».

Из примера видно, что у больного закрепился стереотип суммирования всех данных и зрительно данное условие не сняло, а только закрепило этот стереотип. Необходимо было помочь больному в преодолении стереотипа. Для этого больному дается начальное звено логической структуры задачи. «5 первый раз истрачено 37 коп., во второй — 49 коп. За счет чего идет разница?» — «За счет одной ручки». — «Значит?» — «Значит, ручка стоит 12 коп. А букварь 49 — 24 = 25 коп.».

Итак, преодолев стереотип, больной смог самостоятельно решить задачу.

Таким образом, приведенные примеры говорят о том, что поражение лобных отделов мозга ведет к нарушению всей структуры деятельности, центральным механизмом которого является нарушение ориентировочно-исследовательской деятельности, общего планирования деятельности, контроля, и проявляется в разных формах нарушения интеллектуальной деятельности. В одних случаях (поражение базальных отделов мозга) в центре лежит нарушение стойкости внимания, в других (поражение передних отделов лобных долей) — первичное нарушение процессов анализа и синтеза, в третьих (поражение заднелобных отделов) — нарушение процессов переключения.

В восстановительном обучении этой группы больных во всех случаях необходимо применять методы осознанного, произвольного решения задачи с вынесением вовне условий задачи, ее вопроса и последовательных операций решения. В некоторых случаях (особенно при импульсивности) необходимо перевести решение с уровня громкой речи на материализованный уровень. В случаях инертности, стереотипии необходимы стимулирующие инструкции, невербальные формы фиксации условия задачи, этапов ее решения.

Наиболее эффективным является метод программированного восстановительного обучения.

9.3. Нарушение процесса решения задач у больных с поражением лобных отделов мозга (продолжение) – предыдущая  | следующая –  9.4. Методы восстановления процесса решения арифметических задач у больных с теменно-затылочными поражениями мозга

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.