Приложение. Программа дисциплины «Нейропсихология детского возраста»

1. Организационно-методический раздел

Цели курса:

1)   расширение представлений, полученных студентами в курсах «Основы нейропсихологии», «Клиническая нейропсихология» в отношении детской популяции;

2)   ознакомление студентов с основными теоретическими положе­ниями отечественной и зарубежной нейропсихологии детского возраста, с принципами и методами зарубежной нейропсихологии детского детей в отечественной и зарубежной нейропсихоло­гии;

3)   описание нарушений и отклонений в развитии психических фун­кций при локальных повреждениях мозга и иных расстройствах органического генеза, нейропсихологического подхода к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе.

Задачи курса:

  • описание закономерностей развития мозга и психики детей;
  • характеристика нарушений и отклонений в развитии психичес­ких функций у детей при патологии центральной нервной систе­мы;
  • обоснование возможностей нейропсихологического подхода к ана­лизу индивидуальных различий в формировании когнитивной сфе­ры ребенка;
  • ознакомление с основными принципами и методами нейропси­хологической диагностики, профилактики и коррекции наруше­ний психических функций у детей.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Нейропсихология детского возраста» следует после курсов «Ос­новы нейропсихологии», «Клиническая нейропсихология» и предва­ряет специальные курсы по нейропсихологии детского возраста.

Требования к уровню усвоения содержания курса

Студенты должны приобрести общетеоретические знания, а также овладеть практическими навыками, необходимыми для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

2. Содержание лекционного курса

Раздел I. Теоретические основы нейропсихологии детского возраста.

Тема 1. Методологические предпосылки и основные понятия тео­рии системной динамической локализации высших психических фун­кций в приложении к нейропсихологии детского возраста.

Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций в психологии, физиоло­гии, неврологии.

Основные понятия теории системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) А. Р. Лурия — «функция», «ло­кализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» — специфика их применения в нейропсихологии детского возраста.

Предмет и задачи нейропсихологии детского возраста.

Тема 2. Теория функциональных систем и системогенеза.

Основные понятия теории функциональных систем П. К. Анохина. Принципы системогенеза. Внутрисистемная и межсистемная гетерохронность. Состав психологической функциональной системы и ее моз­говая структура.

Раздел И. Эмпирический базис нейропсихологии детского возраста.

Тема 3. Морфо- и функциогенез мозга.

Морфогенез мозга. Показатели морфогенеза. Закономерности морфо­логического созревания подкорковых отделов и разных областей коры головного мозга, цито- и фиброгенеза, ансамблевой организации коры.

Функциогенез различных мозговых структур. Критерии функцио­нального развития мозга. Гипотеза о двух функционально различных системах связей коры больших полушарий (А. Н. Шеповальников). Переход от генерализованных форм активности мозга к регионально- специфическим. Поэтапная смена диффузной формы активности раз­ных отделов анализаторных систем на избирательную.

Тема 4. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ.

Нейропсихологический аспект периодизаций возрастного развития. Соотношение развития и влияния среды. Связь формирования психическких функций с созреванием мозга. Нейропсихологическая интерпре­тация понятий «сенситивный период», «кризис развития», «зона бли­жайшего развития», «качественная перестройка психических функ­ций». Внутри- и межсистемные связи на разных этапах онтогенеза.

Тема 5. Особенности генеза психических функций.

Генез психических функций. Степень сформированности психичес­ких функций и специфика поведения в решении адаптационных задач на разных этапах онтогенеза.

Зрительное восприятие. Праксис. Внимание. Память. Мышление. Речь.

Раздел III. Клиническая нейропсихология детского возраста. На­рушения высших психических функций в детском возрасте в резуль­тате органических повреждений мозга.

Тема 6. Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте.

Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной систе­мы в детском возрасте. Характеристика органических поражений моз­га. Специфика нейропсихологических синдромов при анализе нару­шений ВПФ в детском возрасте. Симптомы нарушений и симптомы несформированности ВПФ. Особенности проявления локальных по­ражений мозга у детей.

Особенности исследования речевых функций. Специфика межполушарного взаимодействия в онтогенезе (Э. Леннеберг, М. Газзанига, М. Кинсборн, Э. Г. Симерницкая).

Особенности исследования перцептивных процессов.

Тема 7. Нарушения речевых функций при органических поврежде­ниях мозга.

Общая характеристика нарушений речевой системы. Дизартрия. Алалия. Афазии.

Нарушение слухоречевой сферы при поражении левого полушария мозга. Гипотеза о роли правого полушария в речевых процессах (Э. Зайдель, Дж. Леви). Нарушение слухоречевой сферы при поражении пра­вого полушария мозга. Нарушение слухоречевой сферы при поражении срединных структур. Межполушарное взаимодействие в речевых про­цессах при органических повреждениях левого и правого полушарий. Нарушение речевой сферы при ранних повреждениях мозга.

 

нейропсихология литература – предыдущая | следующая – нейропсихология детского возраста-2

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога