1. Организационно-методический раздел
Цели курса:
1) расширение представлений, полученных студентами в курсах «Основы нейропсихологии», «Клиническая нейропсихология» в отношении детской популяции;
2) ознакомление студентов с основными теоретическими положениями отечественной и зарубежной нейропсихологии детского возраста, с принципами и методами зарубежной нейропсихологии детского детей в отечественной и зарубежной нейропсихологии;
3) описание нарушений и отклонений в развитии психических функций при локальных повреждениях мозга и иных расстройствах органического генеза, нейропсихологического подхода к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе.
Задачи курса:
- описание закономерностей развития мозга и психики детей;
- характеристика нарушений и отклонений в развитии психических функций у детей при патологии центральной нервной системы;
- обоснование возможностей нейропсихологического подхода к анализу индивидуальных различий в формировании когнитивной сферы ребенка;
- ознакомление с основными принципами и методами нейропсихологической диагностики, профилактики и коррекции нарушений психических функций у детей.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Курс «Нейропсихология детского возраста» следует после курсов «Основы нейропсихологии», «Клиническая нейропсихология» и предваряет специальные курсы по нейропсихологии детского возраста.
Требования к уровню усвоения содержания курса
Студенты должны приобрести общетеоретические знания, а также овладеть практическими навыками, необходимыми для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
2. Содержание лекционного курса
Раздел I. Теоретические основы нейропсихологии детского возраста.
Тема 1. Методологические предпосылки и основные понятия теории системной динамической локализации высших психических функций в приложении к нейропсихологии детского возраста.
Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций в психологии, физиологии, неврологии.
Основные понятия теории системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) А. Р. Лурия — «функция», «локализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» — специфика их применения в нейропсихологии детского возраста.
Предмет и задачи нейропсихологии детского возраста.
Тема 2. Теория функциональных систем и системогенеза.
Основные понятия теории функциональных систем П. К. Анохина. Принципы системогенеза. Внутрисистемная и межсистемная гетерохронность. Состав психологической функциональной системы и ее мозговая структура.
Раздел И. Эмпирический базис нейропсихологии детского возраста.
Тема 3. Морфо- и функциогенез мозга.
Морфогенез мозга. Показатели морфогенеза. Закономерности морфологического созревания подкорковых отделов и разных областей коры головного мозга, цито- и фиброгенеза, ансамблевой организации коры.
Функциогенез различных мозговых структур. Критерии функционального развития мозга. Гипотеза о двух функционально различных системах связей коры больших полушарий (А. Н. Шеповальников). Переход от генерализованных форм активности мозга к регионально- специфическим. Поэтапная смена диффузной формы активности разных отделов анализаторных систем на избирательную.
Тема 4. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ.
Нейропсихологический аспект периодизаций возрастного развития. Соотношение развития и влияния среды. Связь формирования психическких функций с созреванием мозга. Нейропсихологическая интерпретация понятий «сенситивный период», «кризис развития», «зона ближайшего развития», «качественная перестройка психических функций». Внутри- и межсистемные связи на разных этапах онтогенеза.
Тема 5. Особенности генеза психических функций.
Генез психических функций. Степень сформированности психических функций и специфика поведения в решении адаптационных задач на разных этапах онтогенеза.
Зрительное восприятие. Праксис. Внимание. Память. Мышление. Речь.
Раздел III. Клиническая нейропсихология детского возраста. Нарушения высших психических функций в детском возрасте в результате органических повреждений мозга.
Тема 6. Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте.
Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной системы в детском возрасте. Характеристика органических поражений мозга. Специфика нейропсихологических синдромов при анализе нарушений ВПФ в детском возрасте. Симптомы нарушений и симптомы несформированности ВПФ. Особенности проявления локальных поражений мозга у детей.
Особенности исследования речевых функций. Специфика межполушарного взаимодействия в онтогенезе (Э. Леннеберг, М. Газзанига, М. Кинсборн, Э. Г. Симерницкая).
Особенности исследования перцептивных процессов.
Тема 7. Нарушения речевых функций при органических повреждениях мозга.
Общая характеристика нарушений речевой системы. Дизартрия. Алалия. Афазии.
Нарушение слухоречевой сферы при поражении левого полушария мозга. Гипотеза о роли правого полушария в речевых процессах (Э. Зайдель, Дж. Леви). Нарушение слухоречевой сферы при поражении правого полушария мозга. Нарушение слухоречевой сферы при поражении срединных структур. Межполушарное взаимодействие в речевых процессах при органических повреждениях левого и правого полушарий. Нарушение речевой сферы при ранних повреждениях мозга.
нейропсихология литература – предыдущая | следующая – нейропсихология детского возраста-2
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста