9) Терапевтический подход
Здесь акцент сделан на мышлении и действиях врача; они определяют содержание процесса, который выражается в пятиступенчатой терапевтической стратегии. Она должна помочь терапевту найти в сфере психосоматической медицины среди овеществленного и инструментального ошибочного понимания болезни доступ к мыслимым возможностям решения и альтернативам. В основе мотивации также лежит необходимость создания стратегии конфликтцентрированной психотерапии, которая была бы по возможности действенной и экономичной. Она подразделяется на стадии наблюдения/дистанцирования, инвентаризации, ситуативного ободрения, вербализации и расширения цели. Эти «5 ступеней» — модель того, как могут использоваться различные психотерапевтические направления: психоаналитические, глубиннопсихологические, поведенческие, групповые, суггестивные, медикаментозные и физиотерапевтические методы лечения. Для врача пятиступенчатая модель является направляющей, которая помогает ему структурировать лечение. Это и платформа, с которой он может наблюдать лечебный процесс, и помощь в ориентировке, которой он может воспользоваться для корректировки своих собственных терапевтических намерений. С этой моделью он может двигаться в чужом ему мире пациента и его семьи, не рискуя заблудиться.
Пример лечения наглядно демонстрирует эту стратегию. При этом становится понятным, как в зависимости от индивидуальных потребностей больного и его семьи и от образования и опыта врача могут применяться разные психотерапевтические методы, можно привлекать и других специалистов или коллег. В своей практике я провожу глубиннопсихологическое и аналитическое индивидуальное и групповое лечение. Такие мероприятия, как техники релаксации или поведенчески ориентированные стратегии, проводятся моими сотрудниками или другими специалистами в зависимости от состояния больного. Чтобы дать читателю практические советы, некоторые описания клинических случаев представлены очень подробно (см. в ч.11, гл.1 — нервная анорексия и булимия; гл.4 — страх и депрессия; гл.5 — бронхиальная астма и гипервентиляционный синдром; гл.9 — сахарный диабет; гл.17 — кардиофобия и функциональные нарушения ритма; гл.26 — ревматический артрит и «ревматическое» поражение мягких тканей…). Остальные клинические примеры изложены в краткой форме по тому же плану, так что читатель легко сможет восполнить терапевтическую стратегию при соответствующей картине заболевания. Одна история болезни описана в I части (психический срыв — Krisenintervention), остальные 39 — во II части (от нервной анорексии до лечения зубов).
Книга написана так, что она может быть использована для обучения и усовершенствования врачей. Кроме того, она может применяться в психологической практике и для консультирования пациентов.
10) Опросник
Этот перечень важнейших вопросов ориентирует терапевта, помогает на модели четырех форм переработки конфликта донести до пациента целостное понимание описанной картины болезни. Здесь открываются новые возможности для мобилизации потенциала человека к самопомощи, так что терапевт с разных точек зрения «человечнее» влияет на пациента и его семью. Возможно, из этого появятся и новые перспективы отношения человека к себе и окружающим. Опросник служит врачу и как документация его деятельности, которая сама по себе или в сочетании с терапевтическими данными может быть статистически обработана (Peseschkian, Deidenbach, 1988). Диагностические ориентировочные вопросы должны быть систематически «обработаны». Ответы могут при известных условиях оцениваться статистически; главной целью при этом все же является усовершенствование терапевтических подходов.
Каково будущее позитивной психотерапии?
Со времен выхода моей первой книги «Тень на солнечных часах: воспитание — самопомощь — психотерапия» (позднее «Психотерапия повседневной жизни», 1974) изложенные в ней в виде набросков размышления о целостной практической психотерапевтической и семейно-терапевтической системе развились и оформились как метод. Предлагаемый подход оценивался на 50 национальных и международных конгрессах и перепроверялся на 18 научных докладах (США, Финляндия, Венгрия, Индия, Канада, Австралия, Иран, Бразилия, Советский Союз, Китай и др.). С 1969 г. я имею разрешение Объединения врачей и врачебной палаты земли Гессен (Hessen) на проведение глубиннопсихологической и аналитической психотерапии. С 1976 г. я занимаю должность доцента в Академии повышения квалификации врачей при Врачебной палате земли Гессен и веду курс психотерапии и психосоматики. С сентября 1990 г. модель «Позитивная психотерапия и позитивная семейная психотерапия» была официально признана Врачебной палатой земли Гессен в качестве одного из методов психотерапии (так называемый вторичный метод). «Висбаденский курс повышения квалификации по психотерапии и семейной терапии — WIPF» рекомендован для повышения квалификации врачей всех специальностей и был претворен в жизнь. Кроме меня, по этой программе усовершенствования врачей работают следующие специалисты: профессор, Dr. med. S.Goeppert, Фрайбург, направления — медицинская психология, аналитическая групповая терапия; профессор, Dr. med. R.Battegay, Базель, — аналитическая групповая психотерапия и самопознание; профессор, Dr. sc. med. H.SchuIze, Берлин,— неврология, психиатрия, психотерапия; Dr. med. C.Gartner- Huth, Элтвил, — неврология, психиатрия, психотерапия; Dr. med. F.Killing, Дармштадт, — терапия, психотерапия, психосоматика; Dr. med. G.Gerhardt, Майнц,— общая медицина, Балинтовские группы; Dr. med. A.Aziz, Аахен,— психотерапия, ведущий Балинтовских групп; Dr. med. H.Orth, Штейнбах,— терапия, психосоматика; Dr. med., дипломированный психолог D.Schon, Регенсбург, — неврология и психиатрия, психотерапия; Dr. phil., дипломированный психолог R.Bohrer, Висбаден, — поведенческая терапия, клиническая психология; дипломированный психолог H.Deidenbach, Висбаден,— поведенческая терапия, гипноз, техники релаксационные.
Концепция позитивной психотерапии – предыдущая | следующая – Конфликт в терапии