Введение в позитивную психотерапию и психосоматическую медицину (продолжение)

   9) Терапевтический подход

Здесь акцент сделан на мышлении и действиях врача; они опре­деляют содержание  процесса, который выражается в пятисту­пенчатой терапевтической стратегии. Она должна помочь тера­певту найти в сфере психосоматической медицины среди ове­ществленного и инструментального ошибочного понимания бо­лезни доступ к мыслимым возможностям  решения и альтерна­тивам. В основе мотивации также лежит необходимость созда­ния стратегии конфликтцентрированной психотерапии, которая   была бы по возможности действенной и экономичной. Она под­разделяется на стадии наблюдения/дистанцирования, инвента­ризации, ситуативного ободрения, вербализации и расширения   цели. Эти «5 ступеней» — модель того, как могут использо­ваться различные психотерапевтические направления: психоаналитические, глубиннопсихологические, поведенческие, групповые, суггестивные, медикаментозные и физиотерапевтические методы лечения.     Для врача пятиступенчатая модель является направляющей,   которая помогает ему структурировать лечение. Это и платформа, с которой он может наблюдать лечебный процесс, и помощь   в ориентировке, которой он может воспользоваться для коррек­тировки своих собственных терапевтических намерений. С этой   моделью он может двигаться в чужом ему мире пациента и его   семьи, не рискуя заблудиться.

Пример  лечения наглядно  демонстрирует эту стратегию.  При этом становится понятным, как в зависимости от индиви­дуальных потребностей больного и его семьи и от образования  и опыта врача могут применяться разные психотерапевтичес­кие методы, можно  привлекать и других  специалистов или  коллег. В своей практике я провожу глубиннопсихологическое  и аналитическое индивидуальное  и групповое лечение. Та­кие мероприятия, как техники релаксации или поведенчески  ориентированные стратегии, проводятся моими сотрудниками  или другими специалистами в зависимости от состояния боль­ного.    Чтобы  дать читателю практические советы, некоторые опи­сания клинических случаев представлены очень подробно (см.  в ч.11, гл.1 — нервная анорексия и булимия; гл.4 — страх и  депрессия; гл.5 — бронхиальная астма и гипервентиляционный  синдром; гл.9 — сахарный  диабет; гл.17 — кардиофобия и  функциональные  нарушения ритма; гл.26  —  ревматический  артрит и «ревматическое» поражение мягких тканей…). Ос­тальные клинические примеры изложены в краткой форме по  тому же плану, так что читатель легко сможет восполнить тера­певтическую стратегию при соответствующей картине заболева­ния. Одна история болезни описана в I части (психический  срыв — Krisenintervention), остальные 39 — во II части (от нервной анорексии до лечения зубов).

Книга написана так, что она может быть использована для обучения и усовершенствования врачей. Кроме того, она может применяться в психологической практике и для консультирова­ния пациентов.

10) Опросник

Этот перечень важнейших  вопросов ориентирует терапевта, помогает на модели четырех форм переработки конфликта до­нести до пациента целостное понимание описанной картины болезни. Здесь открываются новые возможности для мобили­зации потенциала человека к самопомощи, так что терапевт с разных точек зрения «человечнее» влияет на пациента и его семью. Возможно, из этого появятся и новые перспективы от­ношения человека к  себе и окружающим. Опросник  служит врачу и как документация его деятельности, которая сама по себе или  в сочетании с терапевтическими данными  может быть  статистически обработана (Peseschkian, Deidenbach, 1988). Диагностические ориентировочные  вопросы должны быть систематически «обработаны». Ответы могут при извест­ных условиях оцениваться статистически; главной целью при этом все  же является усовершенствование терапевтических подходов.

Каково будущее позитивной психотерапии?

Со  времен выхода моей первой книги «Тень на солнечных часах: воспитание — самопомощь  — психотерапия» (позднее «Психотерапия повседневной жизни», 1974) изложенные в ней в виде набросков размышления о целостной практической пси­хотерапевтической и семейно-терапевтической системе разви­лись и оформились как метод. Предлагаемый подход оценивал­ся на 50 национальных и международных  конгрессах и пере­проверялся на 18 научных докладах (США, Финляндия,  Вен­грия, Индия, Канада, Австралия, Иран, Бразилия, Советский Союз, Китай и др.). С 1969 г. я имею разрешение Объединения врачей и врачебной палаты земли Гессен (Hessen) на проведе­ние глубиннопсихологической и аналитической психотерапии. С  1976 г. я занимаю должность доцента в Академии повышения квалификации  врачей при Врачебной палате земли Гессен и веду курс психотерапии и психосоматики.    С сентября 1990 г. модель «Позитивная психотерапия и по­зитивная семейная психотерапия» была официально признана Врачебной  палатой земли Гессен в качестве одного из методов психотерапии (так называемый вторичный метод). «Висбаденский курс повышения  квалификации по психотерапии и семей­ной терапии — WIPF»  рекомендован для повышения квалифи­кации врачей всех специальностей и был претворен в жизнь. Кроме меня, по этой программе усовершенствования врачей работают следующие  специалисты: профессор, Dr. med. S.Goeppert, Фрайбург, направления — медицинская психология, аналитическая групповая терапия; профессор, Dr. med.  R.Battegay, Базель, — аналитическая групповая  психотерапия и   самопознание; профессор, Dr. sc. med. H.SchuIze, Берлин,—   неврология, психиатрия, психотерапия; Dr. med. C.Gartner-  Huth, Элтвил, — неврология, психиатрия, психотерапия; Dr.   med. F.Killing, Дармштадт, — терапия, психотерапия, психосоматика; Dr. med. G.Gerhardt, Майнц,— общая медицина, Балинтовские группы; Dr. med. A.Aziz, Аахен,— психотерапия,   ведущий Балинтовских групп; Dr. med. H.Orth, Штейнбах,—   терапия, психосоматика; Dr. med., дипломированный психолог   D.Schon, Регенсбург, — неврология и психиатрия, психотера­пия; Dr. phil., дипломированный психолог R.Bohrer, Висбаден, — поведенческая терапия, клиническая психология; дипломированный психолог H.Deidenbach, Висбаден,— поведенческая терапия, гипноз, техники релаксационные.

Концепция позитивной психотерапии – предыдущая | следующая – Конфликт в терапии

Психосоматика и позитивная психотерапия