Сходную картину рисуют и многие другие исследования, проводившиеся в разных странах. Так, изучение образов «я» у гимназистов ФРГ в возрасте 12, 16 и 19 лет показало значительное изменение от 12 к 16 годам, после чего образ «я» стабилизируется. Французские психологи (Б. Заззо и др.) определенно различают подростковый «трудный возраст», стержнем которого является становление образа «я», осознание своей индивидуальности и завершение психосексуальной идентификации, и «кризис юности», связанный с выработкой мировоззрения, политическим самоопределением, выбором профессии, решением вопроса о смысле жизни и т. д. Сами юноши и девушки тоже разграничивают эти периоды. «Трудный возраст»,— пишет юноша,— обозначает скорее период физических перемен, тогда как «кризис юности» означает ряд моральных или философских проблем»; «В «трудном возрасте» ты еще ребенок, который капризничает и хочет доказать свою самостоятельность… «кризис юности» состоит в выработке собственных убеждений, он позволяет решить, в каком направлении работать».
Однако длительность переходного возраста и острота связанных с ним переживаний зависят от многих конкретных условий. По данным Р. .Симмонс и Ф. Розенберг, наибольшие психологические трудности испытывали те подростки, у которых фаза полового созревания совпала с переходом в другую школу; их ровесники, остававшиеся в прежнем школьном классе, чувствовали себя гораздо увереннее. Это позволяет предположить, что половое созревание не столько само по себе подрывает существующий у подростка образ «я», сколько повышает ранимость и чувствительность личности к изменениям среды, которые ставят этот образ под вопрос.
Тем более верно это по отношению к старшеклассникам, у которых половое созревание уже позади. Их образ «я» и самоуважение зависят прежде всего от успешности их деятельности и от характера взаимоотношений с окружающими, старшими и сверстниками. Кстати сказать, в этом проявляется также изменение временной перспективы. Число ребят, озабоченных своим настоящим «я», в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково. Зато в 15—16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «я»—кем я стану, что из меня получится? Но эти вопросы уже не являются чисто умозрительными. Они тесно связаны с проблемами социального самоопределения. Это открывает широчайшие возможности для направленного педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей старшеклассника.
III. 4. Дифференциально-психологические аспекты развития
Как уже не раз подчеркивалось, становление личности и психическое развитие протекают у разных людей по-разному.
Серьезное изучение психологии половых различий только еще начинается, и эмпирические данные весьма противоречивы. Относительно умственных способностей достоверно установлено, что девочки превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности: в младенчестве девочки раньше начинают говорить, затем половые различия как будто сглаживаются, но приблизительно с 11 лет девочки снова заметно опережают мальчиков, причем это опережение продолжается до окончания средней школы, а возможно и дольше. Мальчики начиная с подросткового возраста превосходят девочек в решении пространственно-зрительных задач и в математических способностях (здесь их преимущество проявляется начиная с 12—13 лет). Однако многие другие предположения, которые обыденное сознание склонно считать самоочевидными, не выдерживают экспериментальной проверки. Нельзя, например, считать доказанным мнение, что девочки превосходят мальчиков в механическом запоминании и выполнении простых, однообразных задач, тогда как мальчики лучше справляются с задачами, требующими более сложных размышлений и заглушения ранее усвоенных реакций. Не доказано и то, что мышление мальчиков более «аналитично»,— значимых половых различий в стиле умственной деятельности психологи пока не обнаружили.
Проблема половозрастной дифференциации познавательных способностей заслуживает серьезного внимания. Учителям хорошо известно, что в старших классах различия в направленности интересов и занятий мальчиков и девочек увеличиваются, причем, хотя девочки на всем протяжении школьного периода лучше учатся и имеют более высокий средний балл, интересы мальчиков более дифференцированиы и определенны. Однако дифференциация умственных способностей может быть также результатом прогрессирующей специализации школьного обучения. Чтобы проверить это, нужно обследовать параллельно учащихся и неучащихся одного и того же возраста. Кроме того, данные, полученные методом поперечных срезов, нуждаются в лонгитюдном подтверждении. Наконец, встает вопрос о достаточности и обоснованности используемых психологами тестов.
Большие различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании юношей и девушек. Если судить по их самоописаниям, в 14—15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д.
самоописания – предыдущая | следующая – самоуважение