/     /  
Почему подростки попадают в сетевую ловушку?

Почему подростки попадают в сетевую ловушку?

Почему подростки попадают в сетевую ловушку?

Детскому психологу нашего центра удалось вступить в группу смерти под видом участника и понаблюдать за происходящим изнутри.

Проблема массовых подростковых суицидов стала наиболее актуальна в последнее время. Если с 2011 по 2015 годы процентное содержание количества суицидов среди несовершеннолетних снижалось на 10% ежегодно, то "группы смерти", игры в "Синего кита", распространяющиеся через социальные сети, привели к увеличению числа самоубийств в России в 2016 году почти на 60%.

Подростки, не осознавая последствий, вступают в игру, которая диктует им свои правила. На протяжении всех уровней ребёнок подвергается умелой манипуляции. Он не может противостоять ей в одиночку, а рассказывать что-либо родителям запрещено – таковы правила. В игру берут не всех – сначала отбор, где подросток должен доказать, что он "достоин" быть участником. Подобный расклад является уже манипуляцией, а это только начало!

Кто манипулирует вашим ребёнком?

К каждому вступившему в игру прикрепляется наставник – один из администраторов группы. Администраторы подобных игр преподносят любую информацию в суггестивном ключе, требуя ее безусловного принятия и полного подчинения себе членов группы (выполнение "заданий" в игре). Они выступают в роли судьи, используя страх, вину и стыд как эмоциональные рычаги для манипулятивного влияния над подростками.

Администраторы используют специальные способы повышения внушаемости:

  • Депривация сна (принуждение к ночным конференциям)
  • Стимуляция ощущения безвыходности положения, отказа от еды, употребления алкоголя либо энергетиков и кофе, что способствует эмоциональному возбуждению – все это в дальнейшем ведёт к физическому истощению
  • Создание дефицита времени для принятия решения
  • Мощное групповое давление путём травли в сети, шантажа
  • Использование следующих манипулирующих инструментов: квесты, мистическое содержание, задания, символика и собственная личность ("Я – море")

Как следствие подобной манипуляции, подросток боится уйти из группы.

Пребывание в группе приводит к тому, что ее члены, сами того не осознавая, начинают манипулировать и другими участниками.

Почему подростки поддаются влиянию манипуляции?

Возрастной контингент подростков, составляющих так называемые группы смерти, находится в диапазоне от 12 до 16 лет, что представляет собой пик развития подросткового кризиса.

Подростки наиболее уязвимы к социальному давлению ввиду несформированности личности в этот период. Они находятся в состоянии неопределенности, не зная, где и как себя реализовывать, и пытаясь понять, кем они являются. Подобная ситуация ведёт к постоянному поиску авторитетов и желанию подражать им, к изменению отношений с родителями, учителями и друзьями. Подросткам, как правило, свойственна  эмоциональная нестабильность, склонность к драматизации, желание стать независимым от родителей и принимать самостоятельные решения. Ребёнок хочет стать участником подобных "игр" по причине стремления к одобрению, повышению самооценки и избавлению от чувства одиночества. Это обособленное сообщество, причастность к которому нравится ребёнку. Там он может самовыражаться, там все такие же, как и он, там его поймут. В этом возрасте детям свойственна категоричность суждений, максимализм, нежелание идти на компромиссы и отсутсвие критичности мышления, которая бы позволила рационально обдумывать принятие решения.

Как уберечь ребёнка от подобных ошибок?

Основной причиной отдаления ребёнка от семьи является несформированность детско-родительских отношений. Подросток нуждается в одобрении и принятии его таким, какой он есть, а основная задача родителей – создать доверительные отношения, чтобы, сталкиваясь с проблемами, ребенок мог поделиться ими, в первую очередь, с семьёй. Положительная эмоциональная связь родителей и подростка, во многом, определяет то, как он будет вести себя в дальнейшем.

Поведению подростка необходимо направление, вектор которого могут задать родители, не отнимая при этом у него права самостоятельного выбора. Родителям следует быть внимательными к эмоциональному состоянию ребёнка, к выбору друзей, к стилю его общения. Также, немаловажным является похвала, одобрение интересов подростка и принятие его со всеми его личностными особенностями, потому что это первые шаги на пути развития доверительных отношений, способствующих раскрытию подростка.

Таким образом, очевидным становится тот факт, что семья является значимой средой, в которой ребёнок может получить ценностно-мотивационную ориентацию, влияющую в дальнейшем на формирование его мировоззрения и поведения.

Если вы заметили, что подросток от вас отдалился, его поведение непонятно или неприятно вам, то обратитесь за профессиональной психологической помощью в психологический центр "Просвет".


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)