Методика обследования письма младших школьников (продолжение)

Задание 3. Это задание направлено на изучение способности де­тей писать под диктовку печатные буквы, т. е. осуществлять пере­шифровку звукового образа в графический образ на уровне буквы.

Процедура проведения. Логопед с одинаковыми интервалами диктует буквы, которые ребенку необходимо записать: А, С, У, М, Е, Т, Ч, Ё, Ш, Щ, К, Ц, Г, Э, 3.

Инструкция. «Найди, где находится третье задание. В свободном рабочем пространстве записывай буквы, которые будут диктоваться. Если ты не знаешь букву, то ставь на её месте точку и пиши следую­щую».

В задании оценивается:

1)  общее количество верно написанных букв (продуктивность);

2)   ошибки написания (повторы букв, оптические ошибки, смеше­ния, пропуски, вставки, перестановки);

3)   зрительно-пространственные сложности (трудности нахожде­ния начала предполагаемой рабочей строки и расположения на строке букв, неудержание строки, колебания высоты и наклона букв, зер­кальность);

4)    способность удерживать рабочую программу (отсутствие пе­реходов с печатных букв на письменные);

5)  тенденция к макро- или микрографии;

6)  присутствие гипер- и гипотонуса.

Задание 4. Оно позволяет исследовать умение осуществлять пе­решифровку звуковых образов в графические образы на уровне слога и усвоение правил обозначения твердости и мягкости согласной раз­личными способами.

Процедура проведения. Логопед диктует детям слоги, которые им предлагается записать в соответствующей последовательности:

ЛЁ БЯ ЗЕ ИНТ ТЬЕ ТАРЬ

Инструкция. «Найди, где находится четвертое задание. В сво­бодном рабочем пространстве записывай под диктовку слоги. Если ты не можешь написать какой-либо слог, то ставь на его месте точку и продолжай писать дальше».

С помощью этого задания оценивается:

1)   общее количество правильно написанных под диктовку слогов (продуктивность);

2)   ошибки, возникающие на уровне воспроизведения слога (по­вторы букв, оптические, кинетические ошибки, смешения, пропуски, вставки, перестановки букв);

3)   зрительно-пространственные трудности (сложности нахожде­ния рабочей строки и расположения слогов при их написании, не удержание рабочей строки, колебания высоты и наклона букв в сло­гах, зеркальность);

4)    способность удерживать рабочую программу (отсутствие пе­реходов с печатных букв на письменные);

5)  наличие макро- или микрографии;

6)  присутствие гипер- и гипотонуса.

Задание 5. Предлагаемое задание позволяет исследовать способ­ность проведения детьми анализа звучащих слов различной сложно­сти, успешность осуществления операций перешифровки фонем в графемы и графем в кинемы при письме под диктовку слов.

Процедура проведения. Логопед, чётко проговаривая все звуки, диктует детям слова, которые они должны записать печатными бук­вами:

КОТ ДОМ СТУЛ ЮЛЯ ТЁРКА ИГРУШКА

ЩИТ ДЕНЬ КУСТ ЕЛИ ПЕЧКА ОСЛИКИ

Инструкция. «Найди, где ты будешь выполнять пятое задание. На свободном месте записывай слова под диктовку. Слова пиши печат­ными буквами. Если ты не можешь написать какое-либо слово, то ставь на этом месте черточку и продолжай писать дальше».

Выполнение задания дает возможность определить:

1)  общее количество правильно написанных под диктовку слов (продуктивность) и использование ребенком метаязыковых знаний;

2)  ошибки, возникающие при воспроизведении слова на основе акустико-артикуляционного сходства звуков (повторы, оптические, кинетические ошибки, смешения согласных и гласных, пропуски, вставки, перестановки букв);

3)   зрительно-пространственные сложности (сложности нахожде­ния рабочей строки и расположения слогов при их написании, не­удержание во время письма рабочей строки, колебания высоты и на­клона букв в словах, зеркальность);

4)    способность удерживать рабочую программу (отсутствие пе­реходов с печатных букв на письменные);

5)  наличие макро- или микрографии;

6)  присутствие гипер- и гипотонуса.

Задание 6. С его помощью оценивается умение записывать под диктовку предложения.

Процедура проведения. Детей сначала просят прослушать первое предложение, а потом записать его под диктовку: Катя мыла руки. Потом прослушать и записать второе предложение: У дома лужи.

Инструкция. «Найди, где ты будешь выполнять шестое задание. Запиши предложения, которые сначала внимательно прослушаешь. Если ты не можешь написать предложение, то нарисуй вместо него черту».

Выполнение этого задания дает возможность оценить:

1)    количество верно написанных предложений и слов (продук­тивность) и правильность их оформления (наличие заглавной буквы в начале, точки в конце предложения, раздельное написание слов);

2)   ошибки в написании слов в предложениях (оптические, кине­тические ошибки, замены, смешения, пропуски, вставки, перестанов­ки букв и слогов);

3)    зрительно-пространственные трудности (хаотичное располо­жение предложений в рабочем пространстве, отсутствие или неудер­жание рабочей строки, колебания высоты и наклона букв в словах, зеркальность);

4)   способность удерживать при письме рабочую программу (не переходить с печатных букв на письменные);

5)  наличие макро- или микрографии;

6)  присутствие гипер- и гипотонуса.

Задание 7. Это одно из заданий, позволяющих оценить навык списывания печатных слов.

Процедура проведения. Задание состоит из 10 слов различной сложности, которые необходимо списать печатными буквами:

ДЫМ ВАТА ЗОНТ ЩЕПКА ДОМИКИ

БОР РОЗА ЁЛКИ ФОРМА МАЙКИ

Инструкция: «Найди задание, обозначенное цифрой 7. Прочитай написанные слова. Спиши их печатными буквами».

С помощью этого задания можно оценить:

1)  продуктивность выполнения;

2)    ошибки, допущенные при списывании слов (пропуски букв, смешения, неточность передачи графического образа букв, неверное обозначение мягкости согласных);

3)  зрительно-пространственные трудности (зеркальность букв);

4)  уход от рабочей программы (инструкции).

Задание 8. Задание направленно на выявление умения ребенка правильно вставлять в слова пропущенные буквы:

Ш . Р 3 . БЫ . ТУЛ БУЛ .А КО . КА

С . К К . НО КРА . ЛАМ .А ЧА . КА

Процедура проведения. Детей просят найти восьмое задание и внимательно рассмотреть слова, в которых пропущена буква. Пропу­щенную букву необходимо вставить вместо точки, чтобы слово ока­залось написано полностью.

Инструкция: «Перед тобой слова. В каждом слове пропущена 1 буква. Она обозначена точкой. Найди точку, обозначающую про­пущенную букву, и замени её нужной буквой так, чтобы получилось знакомое тебе слово. Зачеркивать написанные и дописывать другие буквы нельзя».

Задание даёт возможность оценить:

1)  правильность выполнения (продуктивность);

2)  характер ошибок, допущенных при его выполнении;

3)  зрительно-пространственные нарушения (зеркальность букв);

4)  уход от рабочей программы.

Задание 9. Задание позволяет изучить функцию контроля, прояв­ляющуюся в способности ребенка находить и исправлять ошибки, допущенные в словах:

НУС ЛОСКА БУЙКА ШТОЛ ЛАБОТА

ДУМ ЛУКА ДЕДИ БЕЙКА СКОЛА

Процедура проведения. Учащиеся должны найти последнее девя­тое задание, в котором слова написаны с ошибками. Логопед читает слова и просит детей внимательно их прослушать, а потом найти и исправить ошибки в написании этих слов.

Инструкция: «Перед тобой 10 слов. В каждом слове неправильно написана только 1 буква. Найди её, зачеркни и напиши над ней ту, которая должна быть в этом слове. Одновременно зачеркивать уже написанные и дописывать другие буквы нельзя».

Данное задание позволяет оценить:

1)  правильность выполнения (продуктивность);

2)  ошибки, допущенные при его выполнении;

3)  зрительно-пространственные трудности (зеркальность);

4)   уход от рабочей программы.

Обследование письма и чтения – предыдущая | следующая – Дисграфия

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах