Межсистемные и внутрисистемные перестройки слухоречевой памяти в младшем школьном возрасте

Ю.В. Микадзе

Москва, Россия

Принцип гетерохронного формирования функциональных систем в онтогенезе реализуется в меж- и внутрисистемных перестройках различных психических функций. Межсистемные перестройки подразумевают изменение взаимодействия между различными психическими функциями, в ходе кото­рого та или иная психическая функция берет на себя ведущую роль в психи­ческом развитии. Внутрисистемные перестройки связаны с изменением иерархического взаимодействия между различными звеньями одной системы, что приводит к качественным преобразованиям психической функции (Анохин. 1968; Лебединский, 1985, 1998; Запорожец, 1986; Микадзе, 1999; Фарбер и др., 1998; Эльконпн, 1989).

Это положение получило свое подтверждение в исследовании слухо- речевой памяти у детей после анализа ошибок, которые описываются как литеральные и вербальные парафазии и представляют собой замены букв в стимульных словах или замены стимульных слов на другие слова, близкие по смыслу.

С помощью нейропсихологической методики “Диакор” (Микадзе, Корсакова, 1994) проводилось обследование слухо-речевой памяти у 6,7,8,9,10- ти летних детей (всего 260 детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных школах). Всего в заданиях на запоминание использо­валось 19 слов – две группы фонетически связанных слов по три в каждой (рана, пена, тина – мина, сено, шина), две группы связанных по смыслу слов по три в каждой (утка, зубр, краб – волк, грач, удав) и семь ситуативно связанных слов (зима, поле, снег, река, лед, зверь, птица).

Перечень различных типов парафазий, отобранных из 260 протоколов, приводится в таблицах 1, 2, 3.

Можно видеть, что литеральные и вербальные парафазии наблюдались во всех группах стимульного материала. Всего было отмечено 409 литеральных, 334 вербальных парафазий и 29 замен, не имеющих ни смыслового, ни фонетйческого сходства со стимульны.м материалом.

Особенно много литеральных парафазий возникало при запоминании двух групп фонетически связанных слов (276 парафазий), более чем вдвое меньше их было при запоминании слов, относящихся к одной категории (122) и совсем мало при запоминании ситуативно связанных слов (11).

Если провести анализ литеральных парафазий, возникающих в слухоре- чевой памяти, то можно выделить два их основных типа.

Первый – литеральные парафазии фонематического типа, когда при воспроизведении один звук заменяется другим, и которые в, свою очередь, могут быть связаны с заменой близких и далеких по звучанию звуков. При этом воспроизводимая единица представляет собой бессмысленный набор звуков. Например, волк- ворк; грач – удач, крач, грак или тина-дина; пена-фена и т.д.

Второй – это литеральные парафазии лексемного типа, когда происходит замена звука, но воспроизводимая единица представляет собой новое слово. Например, грач – врач; удав – удар; рана – рама.

Вербальные парафазии также наблюдались при воспроизведении всех групп стимульного материала. Но для них наблюдается другое соотношение. Максимальное их количество возникает при воспроизведении слов, относящихся к одной категории (152 парафазии) и ситуативно связанных слов (126); их почти втрое меньше при воспроизведении фонетически связанных слов (56).


Можно выделить несколько вариантов вербальных парафазии: синонимического типа,, например, рана – болячка, зверь – животное; ассоциативного типа, например, краб – паук, мина – враг, пена – мыло; фонематического типа, например, зубр – зебра, краб – крот; категориального типа, например, грач – сова, краб – щука; видового типа, например, утка – гусь, удав – питон.

Можно предположить, что использование разных типов вербальных парафазии отражает разную степень сформированное смысловых связей, в которые включено слово и, соответственно, при воспроизведении в качестве опоры используются те из них, которые наиболее сформированы.

исследования лексикона – предыдущая | следующая – вербальные и литеральные парафразии

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание