/     /  
Механизмы смысловой регуляции деятельности в контексте жизненного пути больных (продолжение)

Механизмы смысловой регуляции деятельности в контексте жизненного пути больных (продолжение)

Остановимся на этом вопросе более подробно. Гибкость, произвольность, диалектический характер оценок, отношение к себе как к ценности и в то же время как к одному из многих, ироничное обесценивание болезни в группе А обусловили непротиворечивость самооценок по разным шкалам, высокую степень включенности здоровья в понятие "счастья" и одновременно отсутствие чувства ущербности в связи с ограничением физических возможностей. Упоминание здоровья как компонента счастья в 72% случаев не подрывало оценки себя как счастливого, удовлетворенного жизнью человека. О принятии себя как больного можно говорить и в группе В, где, однако, здоровье значительно реже называлось как необходимый элемент счастья, что было вызвано такими личностными особенностями этих больных как педантизм, стремление взвешивать "за" и "против", рациональное отношение к действительности. Результаты, приведенные в таблице по этим двум группам близки, и хотя психологическое основание различно, и в том и в другом случаях механизмы смысловой регуляции являются достаточно эффективными, позволяют успешно справиться с ситуацией. При этом для больных этих групп характерна достаточно трезвая, критичная оценка изменения состояния здоровья после перенесенного инфаркта миокарда: лишь 31% пациентов группы А и 33% больных группы В "остались" после инфаркта миокарда в верхней половине шкалы "здоровья". Сами изменения самооценок здоровья до и после начала заболевания не были резкими, укладывались в интервал, не превышающий по ширине двух зон. Интервал между самооценками здоровья до и после инфаркта миокарда, не превышающий 1/2 широты зоны был отмечен в 38% и 37% случаев в группах Б и Г соответственно. Если в группе Б больных такой факт может быть интерпретирован как следствие диссоциации между осознанием тяжести болезни (о чем говорит высокий процент случаев критичной оценки тяжести инфаркта миокарда — 86%) и невозможностью выработки отношения к инфаркту миокарда как к своему заболеванию (такое отношение приводит к ощущению собственной неполноценности), то у больных группы Г этот факт может быть объяснен реальной недооценкой тяжести случившегося, что подтверждается и наименьшей (в сравнении с другими группами) частотой оценивания своего заболевания по тяжести в верхней половине шкалы — 69% . Отрицание, игнорирование болезни, ее последствий в группах Б и Г можно проиллюстрировать и тем фактом, что 41% и 66% самооценок соответственно "остались" в верхней половине шкалы "здоровья" после развития заболевания. Однако, если в группе Г такого рода реакции на болезнь должны рассматриваться как истинные, отражающие реальное состояние внутреннего мира и эмоциональный настрой больных, то в группе Б за внешней недооценкой своей болезни скрываются выраженные эмоциональные нарушения в виде тревоги, депрессии, чувства вины, собственной ущербности. "Сдвинутость" самооценок к полюсу "самых здоровых" имеет также разное происхождение в группах А, Б, Г. Если в группе А смещенность самооценок — проявление частичного осознанного отрицания болезни, гармонично сочетающегося с философским подходом к жизни (27% случаев), то в группе Б отмеченные случаи самооценок здоровья на полюсе "самых здоровых" нужно считать следствием сцепленности всех шкал самооценки, угрозы для самооценки по шкалам "ум", "характер", "счастье" в случае действительного снижения своего положения по данной шкале. Упоминание здоровья как составляющей счастья лишь в 55% случаев противоречило жесткой связанности значимых шкал, сфер жизнедеятельности с проблемой собственного здоровья у всех больных этой группы, их стремлению остаться на прежнем уровне социальной активности, фактической остроте переживаний, связанных с заболеванием. Все это свидетельствует о недостаточной эффективности таких механизмов смысловой регуляции группы Б как волевое разрешение противоречий, обесценивание, сравнение себя с другими, о недостаточности рефлексии, отстраненного взгляда на происходящее, а также о том, что за внешними проявлениями и реакциями больных этой группы скрывались совершенно иные по знаку эмоциональные состояния. Что касается больных группы Г, то наименьшая (в сравнении с другими группами) частота упоминания здоровья как компонента счастья связана с особенностями внутреннего мира больных, бедностью мотивационно-смысловой сферы, неразработанными представлениями о счастье и здоровье. Мы считаем что и в 48% случаев называния здоровья как составляющей счастья, оно (называние) носило формальный характер, происходило по стереотипу, понятие самого здоровья было сужено его физическими параметрами. Максимальный процент "попаданий" в верхний полюс шкалы "здоровья" и в одном случае на полюс "самых больных" в этой группе отражают импульсивность, необдуманность ответов больных как следствия недостаточной произвольности мотивации, опосредствования поведения. В рассказах по материалам ТАТа в группе Г также проявились эти особенности смысловой регуляции: отсутствие средств разрешения противоречий в ситуации болезни, дефицит собственной активности больных. В группе А, напротив, часто встречались развернутые рассказы, касающиеся темы болезни, насыщенные мыслями, чувствами персонажей. Даже трагические события больные группы А были способны окрашивать в "мягкие" тона, воспринимать эстетически. Загруженность негативными эмоциями в группе Б нашла отражение в позиции жертвы у героев сюжетов, обесценивании чувств других людей в ситуации болезни, что подтверждает мысль о недостаточной эффективности волевых средств смысловой регуляции в этой группе (по крайней мере на этапе подострого инфаркта миокарда). В противовес таким результатам позиция отстраненного наблюдателя, изоляция от эмоций, структурирование неопределенной информации обеспечивали в группе В хороший контроль отрицательных эмоций в стрессовых ситуациях, связанных с болезнью, наличие будущего.

Оценка будущего - предыдущая | следующая - Упрочение адекватных реакций

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при проблемах в общении


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)