У 6-7 летнего ребенка формируется познавательное отношение к действительности, возникает отчетливое желание быть взрослым, заниматься серьезным делом, и поступление в школу выступает для детей как условие реализации этого желания, Длительное пребывание в больнице связано с пропусками школы или откладыванием поступления в школу. Это рушит планы ребенка, фрустрирует познавательную потребность и потребность в определенных социальных отношениях, выражающихся в положении школьника. У части детей болезнь осознается через ограничение учебной деятельности. Так, Ваня Ж. рисует “счастливого человека” с портфелем. У 70% ребят оценка себя как несчастливых связана именно с невозможностью ходить в школу. Дети внимательно следят за реакцией экспериментатора, стараются “правильно” отвечать на вопросы, требуют выставлять оценки за свои рисунки. У большинства ребят ум называется среди положительных качеств характера. Двое ребят на слово “счастье” в пиктограмме рисуют улыбающегося ученика, которого хвалит учитель.
Следует отметить еще один важный момент, способствующий осознанию ребенком своего заболевания. Это тяжелое лечение, связанное с болью и неприятными побочными эффектами. Лечение вызывает у маленького ребенка больший поведенческий дистресс, чем у подростка, что связано с плохим по сравнению со старшими детьми контролем боли. Ребята часто определяют болезнь через перечисление тех процедур, которые им делают. Катя Т. говорит: “Больной человек по больницам ходит, ему уколы делают, капельницу ставят”. В пиктограмме на слово “болезнь” шестеро ребят изображают шприц, двое — капельницу. Причем боль и неприятные ощущения, связанные с лечением, по-видимому, оцениваются как более сильные, чем боль, связанная с опухолевым процессом. На вопрос “что болит?” дети отвечают “больно, когда делают уколы”, “больно капельницу ставят, кровь берут”. Хотя из истории болезни видно, что у многих детей присутствует боль, связанная с опухолью.
Ограничение движений, учебной деятельности, тяжелое лечение, нарушающее обычный распорядок жизни ребенка, приводит к перестройке самооценки ребенка. Для обследованных детей характерно низкое ценностное отношение к себе.
Средняя оценка по шкале здоровья составляет 0,2. Здоровье становится точкой отсчета для оценки себя по другим шкалам. Это выражается в высокой корреляции между шкалами. Примером может служить самооценка Юли К. Из протокола экспериментально-психологического исследования Юли К.: “Здоровья нет совсем, в больнице долго лежу; несчастливая — в больницу попала, в школу не хожу; характер у меня испортился, маму не слушаюсь”.
Фактор здоровья доминирует в самооценке. Отсутствие здоровья становится травмой, поскольку вплетается в самые разные виды деятельности, создает постоянную ситуацию неуспеха. Невозможность реализовать себя в учебе не означает, что для ребенка она перестает быть значимой: большинство ребят (12 человек) отмечают, что самый счастливый человек — тот, кто ходит в школу. Ограничение двигательной активности также отражается на самооценке: среди вещей, которых не хватает ребенку прежде всего, выделяется возможность свободно играть, бегать, заниматься зарядкой.
Ситуация болезни, фрустрируя ведущие мотивы деятельности ребенка, приводит к изменению самооценки и по шкале характера. Сильная интоксикация организма, побочные действия лекарств приводят к тому, что ребенок становится раздражительным, плохо переносит любое резкое воздействие. Раздражительность связана также с неудовлетворенностью потребностей ребенка, невозможностью реализации желаний. Осознавая свою несдержанность, дети больше всего ценят в людях “умение не кричать”, “не ругаться”. Довольно часто к положительным качествам характера относится ум. Это объясняется как недифференцированностью самооценки ребенка, так и фрустрацией мотива учебной деятельности. В результате низкая оценка по шкале характера оказывается связанной с низкой оценкой по шкале ума.
Неуверенность в себе проявляется и в рисунках детей. Так, Олеся Т. рисует дерево, падающее от ветра и белку, “которая не может на нем удержаться”. Оля С. в аналогичном задании изображает яблоню: “Ветер срывает яблоки с дерева, и тучи сейчас закроют солнце”. Айгунь А. сама предлагает нарисовать что-нибудь. На рисунке появляются улетающие птицы и Серая Шейка, “которая не может улететь и прощается с ними”.
С неуверенностью в себе, по-видимому, связано то, что дети держатся в стороне друг от друга, они не чувствуют, что могут оказать друг другу поддержку. Они почти не играют вместе, в игровой комнате или смотрят телевизор, или собирают по отдельности мозаику.
Следует сказать, что отношение ребенка и к себе, и к болезни в значительной степени ситуативно. Конечно, ребенок не скован наличным впечатлением, но все же понятие болезни У него сильно связано с нахождением в больнице. Выздоровление, отсутствие болезни ассоциируется только с выпиской из больницы. При этом изменяется и ценностное отношение к себе.
Трое ребят, которых готовили к выписке, показали совершенно иное отношение к себе и к своим возможностям. У них гораздо более высокие показатели по всем шкалам. Средняя оценка по шкале “здоровье” составляет 0,9.
При этом телесный недостаток не является значимым для ребенка в этой ситуации. Так, Алеша С. с удаленным глазом по поводу ретинобластомы считает себя здоровым и счастливым так как “операцию уже сделали, и он уходит домой”. Связь понятия болезни с больничной реальностью проявляется и в пиктограмме. На слово “болезнь” Инна В. рисует аквариум, “как у нас в больнице”, Лера Д. изображает шприц, а потом добавляет еще телевизор “из игровой комнаты”.
Это говорит о том, что представление ребенка о болезни в значительной мере ограничено больничной реальностью. Такое отношение к болезни связано с особенностями психики ребенка. “Игра, которая является центром поведения ребенка на протяжении всего дошкольного периода, накладывает отпечаток на все другие особенности этого периода. Вся интеллектуальная жизнь ребенка протекает в сфере наглядного, отсюда несовершенство схематизирующей деятельности. Дети, хотя и не скованы внешними впечатлениями и часто выходят за рамки здесь и сейчас данного, пытаясь установить связь с тем, что было раньше и будет после, но устанавливаемые ими связи так же легко разрываются, как и возникли” (Смирнов, 1985. С.47).
Отношение ребенка к болезни – предыдущая | следующая – ВКБ детей
Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях