тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Методика обследования чтения вслух и «про себя» у младших школьников

Глава 3. Методика обследования чтения вслух и «про себя» у младших школьников

Иншакова О.Б., Ахутина Т.В.

Изучение навыков чтения у учащихся начальных классов прово­дится два раза в учебном году. Оно включает исследование двух видов чтения, чтения вслух и молчаливого чтения и осуществляться с помо­щью специально отобранных текстов, сложность которых с каждым годом обучения возрастает.

Для обследования первоклассников, только что поступивших в школу, предлагается «тест читательских достижений».

Обследование сформированности чтения проводится только в индивидуальном порядке. При необходимости получения популяционных данных чтение изучается безвыборочно у всех учащихся каж­дой возрастной группы.

Обследование проходит в абсолютно одинаковых для всех детей условиях. Поэтому для исследования чтения целесообразно (как и для обследования письма) отводить одинаковое время, например, на третьем уроке.

Получение максимально объективных результатов возможно при выполнении ряда требований:

—  Перед обследованием чтения детям необходимо подробно рас­сказать о процедуре проведения обследования.

—  Учащихся следует настраивать на выполнение максимального количества предлагаемых заданий.

—  Для изучения различных видов чтения необходимо использо­вать соответствующие возрасту школьников стандартизированные методики, позволяющие сравнивать полученные в ходе исследования результаты.

—  При выполнении всех заданий любая помощь со стороны экс­периментатора исключается.

—    Предлагаемые детям тексты должны быть напечатаны шриф­тами соответствующими программным требованиям для детей обсле­дуемого возраста.

—   Процедура обследования должна сопровождаться записью на диктофон, для повторного объективного анализа его результатов.

—  Чтение текстов учащимися не должно ограничиваться во вре­мени.

—   С целью исключения воздействия субъективного фактора при оценке результатов чтения желательно, чтобы оно проводилось одним и тем же специалистом.

3.1. Изучение читательских умений первоклассников в начале обучения

Изучение читательских возможностей детей начинается с того, что ребёнку даётся индивидуальный протокол с внесенным в него материалом для чтения, который усложняется от задания к заданию. Экспериментатор концентрирует внимание учащегося на том, что предлагаемые для чтения задания постепенно будут усложняться.

Изучение читательских умений прекращается при полном отказе ребенка от выполнения задания.

Задание 1. Чтение отдельных букв. Данное задание дает воз­можность изучить у детей чтение малочастотных заглавных и строч­ных букв.

Процедура проведения. Экспериментатор просит ребенка громко прочитать буквы:

Г Ё З Н Э Щ Ю Ц Я

Б Х Ч У Д И Р Е Ш

Инструкция: «Мы будем выполнять первое задание. Тебе нужно по порядку прочитать все написанные здесь буквы. Если ты не знаешь букву, то пропусти её и продолжай читать дальше».

Это задание позволяет изучить:

1) знание детьми малочастотных букв русского алфавита;

2)  количество и характер допускаемых при чтении ошибок;

3)  направление зрительного слежения при чтении.

Отдельно фиксируется использование слежения пальцем во вре­мя чтения и рука, которой следит ребёнок.

Задание 2. Чтение слогов. С помощью этого задания проверяет­ся умение детей читать простые двухбуквенные слоги.

Процедура проведения. Логопед просит учащегося прочитать две строчки слогов:

ТА ФИ НЫ ЗЯ РУ ЛЁ

ПА ЗЮ ДЕ КУ ШО ФУ

Инструкция: «Во втором задании написаны слоги. Тебе нужно сначала прочитать первую строчку, а потом вторую. Если ты не смо­жешь прочитать какой-либо слог, то пропусти его и продолжай читать следующие слоги.

Данное задание позволяет определить:

1) правильность чтения;

2)   количество и характер допущенных ошибок;

3)   выбор направления при чтении.

Отдельно фиксируется использование слежения пальцем по строке, к которому ребенок может прибегать с начала или с середины чтения.

Задание 3. Чтение трёх- и четырёхбуквенных слогов. Это за­дание направлено на изучение чтения слогов со стечением согласных букв и слогов, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами Я, Ё, Ю, Е, И или мягким знаком.

Процедура проведения. Логопед предлагает учащимся громко прочесть слоги.

Инструкция: «Перед тобой две строчки со слогами. Прочитай сначала первую строчку слогов, а потом вторую».

ВЛА ИНТ ШМО ЕРТ ВНУ ТЬЕ

ЛЬЮ СЕВЬ БЬЯ ГЮЛЬ ТАРЬ ГОРЬ

С помощью этого задания изучается:

1)   правильность чтения слогов с использованием различных спо­собов (целостно, слияниями, по буквам);

2)    количество и характер ошибок, количество необоснованных пауз (ВЛА — ВЛ-А, ТАРЬ — Т-АРЬ);

3)   выбор направления при чтении. Отдельно отмечается слежение пальцем во время чтения.

Задание 4. Чтение частотных слов. Предлагаемое задание даёт возможность изучить фонетическое чтение частотных слов.

Процедура проведения. Логопед просит школьников прочитать три строчки со словами различной длины.

Инструкция: «Перед тобой задание, в котором написаны слова. Пожалуйста, громко прочитай эти слова».

СОК ЧАЙ СЫР КОТ

МАМА КИНО СОЛЬ РЫБА

МЕТРО КНИГИ АПТЕКА МАГАЗИН

В этом задании изучается:

1)   правильность чтения слов с использованием различных спосо­бов (целостное чтение слов, чтение по слогам, слияниями, по буквам);

2)   количество и характер ошибок;

3)   количество необоснованных пауз (К-ОТ, МЕТР-О);

4)   ошибки ударения;

5) выбор направления при чтении.

Фиксируются случаи слежения пальцем по строке.

Письменные работы – предыдущая | следующая – Способ чтения

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах