/     /  
Александр Романович Лурия и отечественная психогенетика (наследуемость психологических черт)

Александр Романович Лурия и отечественная психогенетика (наследуемость психологических черт)

И.В. Равич-Щербо, H.Л. Сигал Москва, Россия - Фуллертон, США

Наследуемость психологических черт интересовала российских исследователей и в конце XIX, и в начале XX века; она обсуждалась в связи с общеметодологическими вопросами, с проблемами онтогенеза психики и приложимости биогенетического закона к решению этих проблем, к изучению человеческих рефлексов, эмоций, инстинктов и т.д. Однако экспериментальные исследования в этой области начались только в 20-х годах XX века, в двух учреждениях: Бюро по евгенике, созданном при Академии наук в 1921г. (Петроград), и в Кабинет-лаборатории наследственности и конституции человека Медико-биологического института Главнауки (1928г., Москва). В первом использовался генеалогический метод, во втором - более информативный (как показали последующие годы) метод близнецов.

А.Р. Лурия начал работать в Медико-биологическом институте в 1933г. Исследование близнецов в Психологическом кабинете этого института началось до него, и в 1932 г. уже была опубликована статья М.С. Лебединского "Проблема наследственности в психологии и метод близнецов", в которой анализировался и сам метод, и результаты, полученные автором при диагностике у близнецов разного возраста широкого спектра психологических характеристик: интеллекта, "опосредствованных процессов", характера. В ней была констатирована и большая внутрипарная близость монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными по большинству показателей, но одновременно - и зависимость сходства близнецов от возраста и типа диагностируемой функции. Коротко упоминается и использование метода контрольного близнеца (для оценки эффекта двигательного тренажа). Однако эта работа, хотя и содержит ссылки на исследования "опосредствованных актов поведения" (Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева), в широкий контекст какой-либо психологической теории включена не была.

Такая программа изучения генотип-средовых (ГС) соотношений, основанная на отечественной концепции психического развития, началась примерно в те же годы в Медико-биологическом институте по инициативе Александра Романовича. Александр Романович работал в этом институте всего 4 года (в 1937 году институт был расформирован), но за этот небольшой срок он успел начать по крайней мере три очень продуктивных направления психогенетических исследований. Одно - наиболее фундаментальное - касалось изменений соотносительной роли наследственности и среды, связанных с онтогенетической изменчивостью самих психических функций. Второе - с использование метода контрольного близнеца - решало вопрос о развивающем эффекте разных способов обучения. Третье, хотя и реализованное на одной паре близнецов, дало уникальный материал, подтверждающий формирующее влияние тыка и речи на психические процессы и, кроме того, показавший, что близнецы являются своеобразной "группой риска" по психическому развитию.

Первое из этих направлений наиболее полно представлено в работе, сделанной в 1934г., частично опубликованной в 1936г. на анг лийском языке (luria, 1936), а на русском - только в 1962г. (Лурия, 1962). Полностью же рукопись, хранящаяся в его личном архиве, опубликована только в 2002г. в журнале "Вопросы психологии" (Лурия, 2002). В этой же работе у близнецов трех возрастных групп (3-5, 6-8, 9-11 лет) оценивалась "общая одаренность" по тесту Бине, и в двух группах - 5-7 и 11-13 лет три вида памяти: "элементарное оптическое запоминание" геометрических фигур, "простое припоминание" предъявленных слов и опосредствованное запоминание слов . В обоих случаях - при исследовании и интеллекта, и памяти - была обнаружена возрастная динамика генетической обусловленности. Применительно к интеллекту она тем выше, чем старше возрастная группа (и это вполне соответствует данным современной психогенетики); в мнемических процессах ситуация более сложная: элементарная память генотипически обусловлена в обоих возрастах, опосредствованное же упоминание обнаруживает зависимость от генотипа только у дошкольников.

эмоциональная коррекция - предыдущая | следующая - близнецовый метод

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)