тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Александр Романович Лурия и отечественная психогенетика (наследуемость психологических черт)

И.В. Равич-Щербо, H.Л. Сигал

Москва, Россия – Фуллертон, США

Наследуемость психологических черт интересовала российских исследователей и в конце XIX, и в начале XX века; она обсуждалась в связи с общеметодологическими вопросами, с проблемами онтогенеза психики и приложимости биогенетического закона к решению этих проблем, к изучению человеческих рефлексов, эмоций, инстинктов и т.д. Однако экспериментальные исследования в этой области начались только в 20-х годах XX века, в двух учреждениях: Бюро по евгенике, созданном при Академии наук в 1921г. (Петроград), и в Кабинет-лаборатории наследственности и конституции человека Медико-биологического института Главнауки (1928г., Москва). В первом использовался генеалогический метод, во втором – более информативный (как показали последующие годы) метод близнецов.

А.Р. Лурия начал работать в Медико-биологическом институте в 1933г. Исследование близнецов в Психологическом кабинете этого института началось до него, и в 1932 г. уже была опубликована статья М.С. Лебединского “Проблема наследственности в психологии и метод близнецов”, в которой анализировался и сам метод, и результаты, полученные автором при диагностике у близнецов разного возраста широкого спектра психологических характеристик: интеллекта, “опосредствованных процессов”, характера. В ней была констатирована и большая внутрипарная близость монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными по большинству показателей, но одновременно – и зависимость сходства близнецов от возраста и типа диагностируемой функции. Коротко упоминается и использование метода контрольного близнеца (для оценки эффекта двигательного тренажа). Однако эта работа, хотя и содержит ссылки на исследования “опосредствованных актов поведения” (Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева), в широкий контекст какой-либо психологической теории включена не была.

Такая программа изучения генотип-средовых (ГС) соотношений, основанная на отечественной концепции психического развития, началась примерно в те же годы в Медико-биологическом институте по инициативе Александра Романовича. Александр Романович работал в этом институте всего 4 года (в 1937 году институт был расформирован), но за этот небольшой срок он успел начать по крайней мере три очень продуктивных направления психогенетических исследований. Одно – наиболее фундаментальное – касалось изменений соотносительной роли наследственности и среды, связанных с онтогенетической изменчивостью самих психических функций. Второе – с использование метода контрольного близнеца – решало вопрос о развивающем эффекте разных способов обучения. Третье, хотя и реализованное на одной паре близнецов, дало уникальный материал, подтверждающий формирующее влияние тыка и речи на психические процессы и, кроме того, показавший, что близнецы являются своеобразной “группой риска” по психическому развитию.

Первое из этих направлений наиболее полно представлено в работе, сделанной в 1934г., частично опубликованной в 1936г. на анг лийском языке (luria, 1936), а на русском – только в 1962г. (Лурия, 1962). Полностью же рукопись, хранящаяся в его личном архиве, опубликована только в 2002г. в журнале “Вопросы психологии” (Лурия, 2002). В этой же работе у близнецов трех возрастных групп (3-5, 6-8, 9-11 лет) оценивалась “общая одаренность” по тесту Бине, и в двух группах – 5-7 и 11-13 лет три вида памяти: “элементарное оптическое запоминание” геометрических фигур, “простое припоминание” предъявленных слов и опосредствованное запоминание слов . В обоих случаях – при исследовании и интеллекта, и памяти – была обнаружена возрастная динамика генетической обусловленности. Применительно к интеллекту она тем выше, чем старше возрастная группа (и это вполне соответствует данным современной психогенетики); в мнемических процессах ситуация более сложная: элементарная память генотипически обусловлена в обоих возрастах, опосредствованное же упоминание обнаруживает зависимость от генотипа только у дошкольников.

эмоциональная коррекция – предыдущая | следующая – близнецовый метод

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание