тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

п.2. Характеристика познавательной деятельности больных с хронической почечной недостаточностью (ХПН).

(Данный параграф работы написан в соавторстве с Т.Н. Муладжановой.)

Нами совместно с Т.Н. Муладжановой (1981) было проведено экспериментально-психологическое исследование больных, страдающих хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии, находящихся на лечении гемодиализом. Были исследованы некоторые показатели познавательной деятельности у данного контингента больных. В своем ис­следовании мы использовали традиционный в патопсихологии подход к изучению познавательной дея­тельности.

На этапе подготовки к проведению гемодиализа и в момент начала этих сеансов было обследовано 10 человек (I группа). Ведущее место среди сома­тогенных патогенных факторов в этот период зани­мает длительная, массивная интоксикация с нару­шениями гомеостаза. В период проведения хрониче­ского гемодиализа, когда степень интоксикации была менее выражена, было обследовано 17 человек (II группа). Возраст больных от 19 до 50 лет. Об­разование: среднее, незаконченное высшее, высшее. Все больные к моменту обследования находились на инвалидности. (Исследования проводились в отделении гемодиализа и оперативной нефрологии 2-го МОЛГМИ им. Н,И, Пирогова (зав.кафедрой – академик АМН СССР Н,А, Лопаткин).) В работе были использованы сле­дующие методики: запоминание 10 слов, исследова­ние памяти в условиях гомогенной интерференции по Н. К. Киященко, 1973), исследование опосредо­ванного запоминания методом пиктограмм, класси­фикация предметов, исключение предметов, сравне­ние понятий, простые аналогии, сортировка цветных фигур (по В. М. Когану, 1967) (Подробное описание методик дано С.Я. Рубинштейн (1970), Н.К. Киященко (1973)).

Полученные данные позволяют говорить о сле­дующих особенностях нарушения познавательной деятельности больных ХПН.

1. Нарушение динамики познавательной деятельности

Все исследованные больные обнаружили отчетли­вые признаки истощаемости психической деятельно­сти: они могли в течение длительного времени вы­полнять экспериментальные задания, в то же время уровень их достижений был неравномерным, наблю­дались явления, описанные в литературе (Зейгарник, 1976) как колебания работоспособности. У боль­ных отмечались инертность психической деятельности, трудности переключения на новые способы работы, снижение продуктивности воспроизведения. Кривая запоминания 10 слов имела «платообразный» характер, отсроченное воспроизведение – 7, 8 слов (рис.2).

Объем непосредственной памяти и отсроченное воспроизведение в пределах нормы, значительно страдает сам процесс заучивания, снижена его продуктивность. Различия между больными в объеме воспроизведенных слов уменьшаются с увеличением порядкового номера воспроизведения (уменьшение величины стандартного отклонения).

Исследование запоминания в условиях гомогенной интерференции (Киященко, 1973) позволило определить структуру и основной механизм нарушения памяти. При сохранности непосредственного воспроизведения серий из 3 элементов у больных страдает воспроизведение при возвращении к 1 и 2 ряду элементов (табл. 1).

Табл. 1. Количество правильно воспроизведенных элементов (в %) в двух изолированных группах (по 3 элемента каждая). Данные усреднены по всей группе больных.

Непосредственное воспроизведение Воспроизведение при возвращении
1 группа 2 группа

 

1 группа 2 группа

 

100 100

 

89,25 73,9

 

Структура нарушений памяти у больных ХПН определяется, по нашему мнению, фактором патологической тормозимости следов интерферирующими воздействиями на фоне ослабления процесса консолидации следов. Основным механизмом нарушений является повышение ретроактивного торможения. Подобные нарушения памяти были описаны у больных при локальных поражениях головного мозга (Киященко, 1973).

Главным типом ошибок, как видно из табл. 2, являются ошибки потери элемента, когда больной забывает слово из воспроизводимого ряда.

Табл. 2. Ошибки в условиях запоминания двух серий слов (в % к общему количеству ошибок).

Процент ошибок-контаминаций сравнительно мал. Это свидетельствует об относительной сохранности у данных больных процессов контроля над протекающей деятельностью и сличения результатов воспроизведения с исходным образцом.

Результаты исследования опосредованной памяти по методике «пиктограмм» свидетельствует об инертности мыслительных процессов и трудностях переключения с одного способа деятельности на другой. У 55% больных процесс построения опосредующих образов отличается однотипностью, характерно «застревание» на одном способе решения. Больные часто используют для опосредования изображения лиц и фигур людей.

Особенно наглядно трудности переключения демонстрируют нам результаты выполнения методики Когана (сортировка цветных фигур, рис. 3).

С целью определения влияния степени интоксикации на динамику познавательной деятельности было проведено сравнение результатов 1 и 2 групп больных по критерию Стьюдента. Полученные данные свидетельствуют о значимом различии результатов сортировки по цвету (2 операция) и совмещения цвета и формы (4 операция), что позволяет говорить о влиянии степени интоксикации на динамику познавательной деятельности и о ее улучшении в процессе лечения гемодиализом.

интеллектуально-мнестические нарушения – предыдущая страница|следующая страница – операциональная сторона мышления

Влияние хронической болезни на психику. Содержание.