/     /  
Мозговое обеспечение информационных и мотивационных компонентов произвольного внимания у детей младшего школьного возраста (мозговое обеспечение)

Мозговое обеспечение информационных и мотивационных компонентов произвольного внимания у детей младшего школьного возраста (мозговое обеспечение)

Мозговое обеспечение информационных и мотивационных компонентов произвольного внимания у детей младшего школьного возраста (мозговое обеспечение)

Значимость вовлечения альфа-системы в обеспечение избирательного, информационного компонента произвольного внимания подтверждается тем фактом, что они оказываются более выраженными при эффективном внимании по сравнению с неэффективным (рис.1 Б)

 width=

Рис.2 Динамика альфа КОГ в ситуации предстимульного модально-специфического внимания у детей 7-8 лет. Тестовые сигналы адресуются правому полушарию. Обозначения те же, что на рис. 1

При адресации сигналов правому полушарию (рис.2) отмечается сходная картина изменений альфа КОГ. Независимость избирательных перестроек ЭА альфа-диапазона от стороны стимуляции и их сходство в обоих полушариях является характерной особенностью мозговой организации информационного компонента предстимульного внимания у детей 7-8 лет. У взрослых модальная специфичность и избирательность формирующихся на основе альфа-ритма функциональных объединений корковых зон свойственна только левому полушарию, в правом же независимо от модальности мы ниблюдали рост альфа КОГ между ассоциативными зонами и областью псртскс, что расценивалось нами как свидетельство специфики обработки релевантного сигнала левым и правым полушариями (Мачинская и соавт., 1992).

 width=

Рис.З Динамика тета КОГ в ситуации предстимульного модально-специфического внимания у детей 7-8 лет. Тестовые сигналы адресуются левому полушарию. Линиями соединены пары отведений, дня которых наблюдались достоверные (р<0,05) различия максимумов оценок функции КОГ в диапазоне тета -ритма. Обозначения те же, что на рис. 1

Таким образом, полученные при анализе атьфа КОГ результаты позволяют нам утверждать, что альфа-система действительно участвует в избирательной модуляции активности корковых областей в период ожидания значимого с итната, обеспечивая информационную составляющую предстимульного внимания на макро уровне - уровне взаимодействия различных корковых зон. Оценка топографии тета КОГ в ситуации предстимульного тактильною и слухового внимания при адресации сигналов левому полушарию (рис.3) не обнаружила никаких признаков модально-специфической интеграции. Как при тактильном, так и при слуховом внимании у детей 7-8 лет достоверным рост тета КОГ по сравнению с ситуацией спокойного бодрствования (рис.ЗА) наблюдался преимущественно в парах отведений, включающих височные, лобно-височные и лобные области. Сравнение ситуаций эффективного и неэффективного внимания (рис.ЗБ) позволило обнаружить, что у детей значимым является распространение влияний тета-системы и на заднеассоциативные области.

 width=

Рис.4 Динамика тета КОГ в ситуации предстимульного модально-специфического внимания у детей 7-8 лет. Тестовые сигналы адресуются правому полушарию. Обозначения те же, что на рис. 1 и 3.

Так же как и при анализе ЭА альфа-диапазона существенных различий в динамике КОГ в зависимости от стороны предъявления значимого сигнала и полушария обнаружено не было (рис.4). Выявленное в обеих сериях исследования сходство функциональной организации корковых областей на основе тета-ритма при тактильном и слуховом внимании указывает на независимость тета-системы от сенсорных характеристик релевантных сигналов. Эти данные согласуются с результатами экспериментов J. Sarnthcin и соавт. (1998), в которых было показано, 410 при удерживании В рабочей памяти эталонных сигналов и ожидании кчмовых растет КОГ в диапазоне тета-ритма между фронтальными и париетальными областями независимо от характера сигналов - зрительно-просфанственных или вербальных. Авторы связывают рост тета КОГ с поддержанием внимания или когнитивного контроля. Поддержание произвольного внимания у младенцев, по данным Т.А. Строгановой и соавт. (1998), сопровождается возрастанием мощности тета-ритма на ЭЭГ. Как показали J. Lorenz и соавт. (1992) выраженность тета-колебаний при ннпитивной деятельности слабо связана с такими показателями как время реакции и число ошибок и, напротив, коррелирует с длительностью, фудностью задания, необходимостью удерживать внимание. В нашем исследовании на связь тета-системы с мотивационным компонентом произвольного внимания указывает не только независимость динамики тета КОГ от модальности сигнала, но и преобладание наблюдаемых изменений в лобно-височных и височно-темено-затылочных областях - "зонах преимущественного влияния" лимбических структур (Hasar et al, 2001).

Выводы

1) Произвольное предстимульное модально-специфическое внимание у детей 7-8 лет характеризуется селективным ростом степени синхронизации ЭА в диапазоне альфа-ритма в обоих полушариях головного мозга. ( оответствие топографии роста альфа КОГ свойствам релевантного стимула н положительная корреляция этого процесса с успешностью перцептивной деятельности являются свидетельством роли альфа-ритма в избирательной модуляции корковой активности при подготовке к анализу значимой информации. 2) В отличие от перестроек ЭЭГ в диапазоне альфа-ритма, характеризующихся высокой степенью модальной специфичности, связанные с антиципаторным вниманием, изменения КОГ тета-колебаний не зависят от параметров ожидаемого сигнала. При этом в функциональные объединения ни основе тета-ритма включаются височные, лобные и в меньшей степени заднеассоциативные зоны обоих полушарий. 3) Сопоставление динамики пространственно-временной организации ЭЭГ в диапазоне альфа- и тета- частот показало, что альфа- и тета- системы мозга имеют разную функциональную организацию и совместно включаются в обеспечение соответственно информационного и мотивационного компонентов селективного произвольного внимания.

информационный компонент - предыдущая | следующая - категоризация эмоций

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание


Фотогалерея

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)