Родоначальник этой теории — выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже выделяет в умственном развитии ребенка четыре главные стадии, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на ряд фаз [1]. Переходный возраст (12—15 лет) характеризуется, по Пиаже, тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Это усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включая эмоции. Пиаже указывает два таких момента. Прежде всего вступление в фазу формальных операций вызывает у подростка и юноши особое тяготение к общим теориям, формулам и т. д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Общее решительно преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Как замечает Пиаже, даже девичья мечта о суженом оказывается своеобразной теорией, объединяющей множество свойств, которые либо вовсе несовместимы друг с другом, либо сочетаются крайне редко. Вторая особенность юношеской психики, связанная с формально-операционным мышлением,— изменение соотношения категорий возможности и действительности. Ребенок мыслит прежде всего о действительности, у юноши на первый план выступает категория возможности. Это объясняется не только его эмоциональными свойствами и особенностями положения, но и тем, что формальная мысль по самой своей природе видит в действительности только часть сферы возможного. Поскольку логическое мышление оперирует не только реальными, но и воображаемыми объектами, освоение этого стиля мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т. д. Отсюда — своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы — действительности. Концепция Пиаже получила широкое научное признание. «…В современной психологии не существует другой экспериментально и математически обоснованной стадиальной схемы формирования умственных действий и операций от младенчества до юности, кроме созданной Пиаже» [2]. Однако теория Пиаже не претендует на универсальность. Сосредоточив все внимание на когнитивных процессах, она оставляет в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональной жизни ребенка. Социальный мир выступает у Пиаже главным образом как фон развития интеллекта, а умственные операции рассматриваются практически вне связи с предметной деятельностью ребенка, характером его общения и т. д. Применительно к юношескому возрасту этот недостаток особенно заметен. А о более старших возрастах, когда формирование интеллекта завершено, Пиаже вообще не говорит. Дальнейшим развитием идей Пиаже является когнитивно-генетическая теория американского психолога Л. Колберга, который совместил принципы генетической психологии Пиаже с некоторыми идеями социальной психологии. Колберг рассматривает развитие интеллекта как аспект целостного процесса развития личности, причем социальная среда выступает не как система внешних взаимодействий, а как система возможностей, стимулирующих индивида к принятию определенных социальных ролей. Свой подход Колберг наиболее подробно раскрывает на примере развития морального сознания. Он различает три главных уровня моральных суждений: доморальный уровень, «конвенциональную (от слова «конвенция»— договор; нечто обусловленное) мораль» и «автономную мораль». На первом, низшем уровне моральная ценность мыслится как нечто внешнее; на втором она усматривается в выполнении хороших или правильных ролей, поддержании установленного порядка и оправдании ожиданий других; на третьем уровне моральная ценность переносится внутрь личности, поведение лица должно соответствовать принятым им самим нормам и принципам. Каждому из этих уровней соответствуют определенные фазы умственного развития. Экспериментальные исследования Колберга подтвердили, что люди, поставленные перед лицом определенной моральной дилеммы, решают ее по-разному, в зависимости от уровня своего интеллектуального развития. Однако моральных стадий больше, чем логических. Достижение определенной стадии умственного развития — необходимое, но не достаточное условие перехода в следующую фазу морального развития. Человек, не способный к формально-логическим операциям, не может иметь осознанных моральных принципов, но многие люди, вполне зрелые умственно, тем не менее не обладают автономной моралью. В связи с этим Колберг и его сотрудники подробно изучают особенности морального сознания подростков и юношей, используя и метод поперечных срезов, и лонгитюд,и межкультурные сопоставления.
__________________________________________________________________________________
[1] Фрагменты ее книги «Душевная жизнь юношества» опубликованы в сб.: Педология юности/Под ред. И. Арямова. М— Л., Учиедгиз, 1931. [2]Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. 2-е изд., доп. М., Политиздат, 1974, с. 279.биологическое и культурное созревание – предыдущая | следующая – моральное сознание