I. 3. Теории юности в зарубежной психологии (моральная ценность)

Родоначальник этой теории — выдающийся швейцарский пси­холог Ж. Пиаже выделяет в умственном развитии ребенка четы­ре главные стадии, каждая из которых, в свою очередь, подраз­деляется на ряд фаз [1]. Переходный возраст (12—15 лет) характеризуется, по Пиа­же, тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти опера­ции производятся. Это усложнение мыслительных действий ока­зывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включая эмоции. Пиаже указывает два таких момента. Прежде всего вступление в фазу формальных операций вызывает у подростка и юноши особое тяготение к общим теориям, формулам и т. д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Общее решительно преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Как замечает Пиаже, даже девичья мечта о суженом оказывается своеобразной теорией, объединяю­щей множество свойств, которые либо вовсе несовместимы друг с другом, либо сочетаются крайне редко. Вторая особенность юношеской психики, связанная с фор­мально-операционным мышлением,— изменение соотношения ка­тегорий возможности и действительности. Ребенок мыслит преж­де всего о действительности, у юноши на первый план выступает категория возможности. Это объясняется не только его эмо­циональными свойствами и особенностями положения, но и тем, что формальная мысль по самой своей природе видит в дейст­вительности только часть сферы возможного. Поскольку логи­ческое мышление оперирует не только реальными, но и вообра­жаемыми объектами, освоение этого стиля мышления неиз­бежно рождает интеллектуальное экспериментирование, свое­образную игру в понятия, формулы и т. д. Отсюда — своеобраз­ный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по сло­вам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был под­чиняться системам, а не системы — действительности. Концепция Пиаже получила широкое научное признание. «…В современной психологии не существует другой эксперимен­тально и математически обоснованной стадиальной схемы фор­мирования умственных действий и операций от младенчества до юности, кроме созданной Пиаже» [2]. Однако теория Пиаже не претендует на универсальность. Сосредоточив все внимание на когнитивных процессах, она ос­тавляет в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональ­ной жизни ребенка. Социальный мир выступает у Пиаже глав­ным образом как фон развития интеллекта, а умственные опера­ции рассматриваются практически вне связи с предметной деятельностью ребенка, характером его общения и т. д. Примени­тельно к юношескому возрасту этот недостаток особенно заме­тен. А о более старших возрастах, когда формирование интел­лекта завершено, Пиаже вообще не говорит. Дальнейшим развитием идей Пиаже является когнитивно-ге­нетическая теория американского психолога Л. Колберга, кото­рый совместил принципы генетической психологии Пиаже с не­которыми идеями социальной психологии. Колберг рассматривает развитие интеллекта как аспект це­лостного процесса развития личности, причем социальная среда выступает не как система внешних взаимодействий, а как си­стема возможностей, стимулирующих индивида к принятию определенных социальных ролей. Свой подход Колберг наиболее подробно раскрывает на примере развития морального сознания. Он различает три главных уровня моральных суждений: доморальный уровень, «конвенциональную (от слова «конвенция»— договор; нечто обусловленное) мораль» и «автономную мораль». На первом, низшем уровне моральная ценность мыслится как нечто внеш­нее; на втором она усматривается в выполнении хороших или правильных ролей, поддержании установленного порядка и оп­равдании ожиданий других; на третьем уровне моральная цен­ность переносится внутрь личности, поведение лица должно соответствовать принятым им самим нормам и принципам. Каж­дому из этих уровней соответствуют определенные фазы умст­венного развития. Экспериментальные исследования Колберга подтвердили, что люди, поставленные перед лицом определен­ной моральной дилеммы, решают ее по-разному, в зависимо­сти от уровня своего интеллектуального развития. Однако моральных стадий больше, чем логических. Достижение опреде­ленной стадии умственного развития — необходимое, но не до­статочное условие перехода в следующую фазу морального развития. Человек, не способный к формально-логическим опе­рациям, не может иметь осознанных моральных принципов, но многие люди, вполне зрелые умственно, тем не менее не обла­дают автономной моралью. В связи с этим Колберг и его сотруд­ники подробно изучают особенности морального сознания под­ростков и юношей, используя и метод поперечных срезов, и лонгитюд,и межкультурные сопоставления.

__________________________________________________________________________________

[1] Фрагменты ее книги «Душевная жизнь юношества» опубликованы в сб.: Педология юности/Под ред. И. Арямова. М— Л., Учиедгиз, 1931.

[2]Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. 2-е изд., доп. М., По­литиздат, 1974, с. 279.

биологическое и культурное созревание – предыдущая | следующая – моральное сознание

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.