Глава 7. Восстановление устной импрессивной речи (продолжение)

Здесь применяются методы постепенно усложняющихся классификаций: сначала проводится работа над классификацией предметов по написанному слову (позже — по звучащему). Например, больным предлагается разложить картинки в разные группы: «овощи» и «транспорт». После отработки умения слышать и понимать отдельные слова проводится работа над вычленением начальных звуков, т. е. звуков, с которых начинаются слова-наименования картинок (картинки берутся те же самые, а позже другие). Сначала дается не звуковая классификация, а по зрительному образцу («оптическая классификация предметных картинок»). Процедура: перед больным выкладываются три буквы, резко отличающиеся друг от друга — Б, Д /((позже — оппозиционные Б — П, Т Д и др.)*. Больной должен лежащие перед ним предметные картинки разложить в группы в соответствии с начальной буквой, с которой начинается название картинки. Затем к оптическому образу буквы присоединяется ее звучание, и больной выполняет с картинками те же операции («оптико-акустическая классификация»). Позже больному дается лишь звучание буквы (звук), по которому он должен произвести операцию классификации («акустическая классификация»). Картинки во всех трех модификациях метода одни и те же, и предъявляемые буквы и звуки также не меняются. После отработки первых трех звуков переходят к следующей паре или тройке звуков. Картинки также меняются в соответствии с новыми звуками. Этот метод заканчивается рядом упражнений: записыванием отработанных звукобукв и соответствующих им слов, чтением, нахождением отрабатываемых звуков и слов по слуховому образцу в тексте, нахождением по слуховым образцам соответствующих картинок, зарисовыванием этих предметов и т. д.

В системе приемов вместе с классификацией применяются магнитофонные методы — метод озвученного чтения, при котором больной одновременно слышит и видит (читает) текст (предложения, звуки), подающийся с магнитофонной ленты, и целый ряд других методов, использующих магнитофон как средство реализации аудиовизуальных методов восстановления процесса звукоразличения и более точного понимания слышимой речи. Этот метод важен и для актуализации парадигматической организации слов, т. е. оживления семантических и синтаксических отношений слова, и для связи его значения с этими отношениями, с отношениями к другим словам. Использование парадигматического способа связи слов для восстановления понимания речи занимает существенное место в методике обучения больных пониманию речи, поскольку известно, что значение слова уточняется и быстрее распознается в предложении, в системе связей с другими словами.

Основным методом в целях восстановления процесса звукоразличения является метод соотнесения звука с его артикуляцией посредством опоры на оральный образ. Эта работа ведется обязательно с опорой на предметную картинку.

Чтобы восстановить способность к звукоразличению, создается программа, состоящая из серии последовательных операций, выполнение которых обеспечивает на первых порах развернутый способ звукоразличения. С этой целью с больным отрабатывается ряд программ, последовательное выполнение операций которых приводит постепенно к умению вычленять звук из звучащей речи и в конечном счете к восстановлению понимания речи. Приведем лишь две из таких программ. Перед больным лежит предметная картинка и ставится задача — опознать звук, с которого начинается слово, обозначающее картинку.

1. Посмотрите на картинку.

2. Вспомните название предмета.

3. Посмотрите, как произносится первый звук этого слова (педагог беззвучно артикулирует звук).

4. Найдите среди лежащих букв соответствующую букву.

5. Закройте глаза, ощупайте букву.

6. Произнесите этот звук.

7. Посмотрите в зеркало и снова произнесите этот звук

8. (Этот же звук подается с магнитофона.) Узнайте звук и найдите соответствующую букву.

Постепенно эта программа усваивается больным, и задании узнать звучащий звук (или начальный звук в звучащем слове) больной быстро справляется с этой или подобной ей программой операций. Эта программа способствует становлению действия от предмета —> к букве —> к звуку!

Позже больному дается уже более сложная программа операций, направленная непосредственно на восстановление узнавания звучащей речи.

1. Послушайте внимательно слово.

2. Найдите соответствующую картинку.

3. Посмотрите, как произносится первый звук этого слова.

4. Прослушайте его звучание.

5. Произнесите этот звук. Смотрите на губы педагога и в зеркало.

6. Снова прослушайте звучание звука.

7. Найдите соответствующую букву. ; Вторая программа направлена на решение собственно за- дачи распознавания звуков: от слова —> к предмету —>  звуку.

Все описанные методы направлены на восстановление дифференцированного слухового отношения к звукам и звучащим словам, на восстановление константного восприятий речи — звуков и слов, соотнесения их с предметами, а также на связь акустического, зрительного восприятия с опорой на кинестезии и значение, смысл речи.

Восстановление понимания речи с самого начала идет параллельно с восстановлением письма и чтения, которые впоследствии становятся важнейшими методами, способствующими восстановлению восприятия и понимания речи.

И наконец, в методической системе воздействия на преодоление дефектов понимания речи значительное место принадлежит следующим методам: методу интонации, ритмико-мелодическому способу произнесения, контекстному методу. Большое место отводится и подбору материала — вербального и картиночного, учету личности больного, состоянию его эмоционально-волевой сферы. Больного всегда нужно готовить к восприятию речи, создавать не только контекст, но и установку и готовность к занятиям, к восприятию и пониманию материала.

Глава 7. Восстановление устной импрессивной речи (продолжение) – предыдущая  | следующая –  7.2. Методы восстановления речи при акустико-мнестической афазии

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.