В случае динамической афазии этот прием помогает восстановлению схемы фразы, ее динамики, а при эфферентной моторной афазии правильное использование приема ведет к преодолению персевераций, включению больного в активную устную речь. Материализация схемы предложения создает условия для активизации речевой деятельности, и больной, который не может самостоятельно включиться в речь, при опоре на карточки оказывается способным произнести фразу.
После восстановления у пациента способности к произнесению отдельных фраз переходят к работе над восстановлением высказывания, которое имеет значительно более сложную психологическую структуру, чем отдельное предложение. Оно состоит из ряда взаимосвязанных предложений, объединенных общим замыслом, и может протекать с помощью предложений лишь на основе создания и реализации общего плана.
Исходя из описанной выше психологической структуры нарушения активного высказывания представляется целесообразным для его восстановления осуществлять экстериоризацию нарушенных звеньев внутренней речи. С этой целью выносятся вовне создание общего смыслового плана высказывания (1), значения слова (2) и сами слова (3). Содержание высказывания (замысел) материализуется с помощью соответствующей сюжетной картинки (а позже — в виде текста), на которой нужные значения слов представлены соответствующими ее элементами. К этой картинке имеется и соответствующий ряд слов, написанных на карточках. Сюжетная картинка и текст представляют собой разные уровни материализации замысла. Вынесение замысла вовне и его материализация необходимы для экстериоризации, программирования и структурирования высказывания. Используя эти внешние опоры и совершая ряд последовательных операций активизирует устную связную речь и метод творческого домысливания, основанный на принципе недостающей информации (дополнения до целого), или метод серии картинок с пропущенным звеном.
Если больному дать серию картинок, объединенных единым сюжетом с пропущенным конечным звеном (отсутствие последней картинки), или дать рассказ без окончания, то тем самым создаются условия для активного поиска развязки и изложения ее в виде целого высказывания. Опорой для актуализации нужной схемы высказывания являются данные, картинки или часть рассказа. Пропущенным звеном может быть также начало серии сюжетных картинок (или рассказа) или середина ее. Во всех этих случаях у больного имеется опора, облегчающая дополнение заданного сюжета до целого. Очень полезно тренировать речевую (и мыслительную) активность больного на заданиях, в которых требуется найти несколько вариантов «завязок» или «развязок» заданных сюжетов.
Описанный метод обычно используется до работы по восстановлению умения создавать устные сочинения или параллельно с ней. Он облегчает дальнейшую работу над активным составлением сочинения и обеспечивает условия для восстановления устной активной связной речи.
***
Таким образом, при динамической афазии главной задачей обучения является восстановление активной устной связной речи путем восстановления предикативных связей речи и синтаксической схемы высказывания; моторная же сторона речи остается здесь относительно сохранной и не является предметом методического воздействия. Именно с этой целью применяется метод программирования порождения фразы и высказывания, психологическая сущность которого заключается в экстериоризации, развертывании и материализации тех действий и операций, которые в норме протекают в свернутой и интериоризованной форме на уровне внутренней речи. С помощью программ вся структура порождения высказывания переводится с уровня внутренней речи на материализованный уровень действий (и обратно).
Степень материализации структуры порождения высказывания постепенно сокращается, принимая другие формы (движение руки сменяется движением глаз и т. п.), затем переходит на уровень громкой речи «про себя». Этот уровень замещает у больного программирование высказывания на уровне внутренней речи. Отработанная программа операций на этом уровне становится для больного его собственным внутренним способом порождения высказывания, который отличается от нормального более произвольным уровнем выполнения программы операций, ее развернутостью и меньшей обобщенностью операций.
Кратко подведем итоги.
1. Нарушение устной экспрессивной речи является ведущим симптомом трех форм афазии — эфферентной и афферентной моторной и динамической.
2. Механизмы нарушения речи и картина его протекания во всех трех формах разные.
3. Различными являются задачи восстановительного обучения, а цель одна — восстановление устной разговорной речи.
4. Центральной задачей обучения больных при эфферентной моторной афазии является преодоление дефектов инертности протекания нервных процессов, восстановление способности к переключению с одной вербальной единицы на другую, преодоление персевераций.
5. Центральными задачами обучения при афферентной моторной афазии является работа над преодолением дефектов кинестетического анализа звуков, восстановлением артикулем.
6. Центральными задачами восстановления речи у больных с динамической афазией является преодоление инактивности, инертности речевых процессов, восстановление активной устной речи.
7. Различными являются и методы восстановления речи при этих формах афазии, поскольку они должны быть адекватны механизмам нарушения речи.
8. Общим во всех методиках является принципиальное направление обучения на восстановление нарушенной функции за счет создания новых функциональных систем и на основе включения в работу сохранных анализаторов.
9. Общим является и строгая необходимость экстериоризации и материализации операций с последующей интериоризацией восстанавливаемого действия, проводящейся на основе постепенного сокращения состава его операций с переводом его на другой уровень выполнения и автоматизации речевого действия.
После анализа разных форм нарушений устной экспрессивной речи и методов ее восстановления перейдем к анализу нарушений устной импрессивной речи и методов ее восстановления.
6.3. Методы восстановления речи при динамической афазии (продолжение) – предыдущая | следующая – Глава 7. Восстановление устной импрессивной речи (понимания речи)
Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.