/     /  
Этапы развития и возрастные кризисы (продолжение)

Этапы развития и возрастные кризисы (продолжение)

Одним из самых сложных этапов в жизни человека является кризис середины жизни (так называемый, кризис среднего возраста) (37-45 лет), когда у человека вдруг начинается приступ недовольства собой и близкими, возникает тоска и чувство грусти, когда он задается философскими вопросами «Кто я есть?», «Для чего я существую?», «Живу ли я своей жизнью?», «Все ли успею?». В этот период мы испытываем на себе наибольшее давление со стороны жизни. Это давление возникает как результат испытаний в карьере, возросших обязанностей в семье, обилие значимых и малозначимых связей и т.п. Известный американский психолог Эрик Эриксон считал, что на этой стадии происходит борьба между установкой на продуктивное развитие и состоянием застоя, причем продуктивность развития оказывается тесно связанной с возможностью заботиться не только о себе, но и о других.

В этот же момент мы впервые начинаем отчетливо осознавать, что жизнь не бесконечна. Именно в кризис среднего возраста у человека появляется глубокое осознание собственной природы, как смертного существа. В ответ на это осознание происходит переоценка собственной жизни, меняется отношение к работе, семье, к качеству жизни и к смыслу существования.

После сорока, а именно в возрасте 46-50 лет, начинается период второй молодости. Людей этого возраста иногда сравнивают с подростками: во-первых, в организме происходят гормональные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами, а во-вторых, вновь обостряется чувство самости, люди готовы отстаивать свое Я при малейшей угрозе независимости. В этот период возникает так называемый «кризис пустого гнезда». Наиболее уязвимыми к этому состоянию являются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками, так как мысль о «пустом гнезде», которым станет их дом, покинутый детьми, приводит их в отчаяние, теряется смысл жизни. Однако многие видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Благодаря открывшимся преимуществам возраста (возможность думать уже не только о собственных детях и семье) становится возможной реализация скрытых до этих пор ресурсов. Таким образом, перед людьми, успешно совладавшими с этим кризисом, открывается множество новых перспектив.

Зрелость завершается периодом осмысленной зрелости (51-65 лет), основной целью которого является укрепление и подтверждения жизненного статуса. Наиболее актуальными становятся вопросы: «Что останется после меня? Кому передать все, что я прожил, понял и достиг?» Некоторые в этом возрасте начинают отчетливо ощущать свое одиночество, осознавать отсутствие значимых интересов, испытывать горечь и разочарование от бесполезности, пустоты прожитой жизни. Другие же, наоборот, начинают видеть новые перспективы для личного развития, вместо обесценивания прежних заслуг, ищут новые сферы для приложения своих душевных и творческих сил (по данным исследований, пик творческой активности, а также главных открытий и идей, у представителей фундаментальных научных дисциплин приходится на период 40-60 лет).

После 70 лет в жизни человека наступает период жизненной мудрости — старость. Многие ошибочно считают, что старость периодом пассивности и личных ограничений, однако это лишь широко распространенный стереотип. Американский психотерапевт Карл Витакер говорил: «Бернард Шоу сказал, что юность — такое прекрасное время для жизни, что стыдно тратить его в юности. Я бы добавил сюда, что старость — такое прекрасное время, что стыдно ждать его так долго!» Многие выдающиеся личности создали свои лучшие произведения в старости: Тициан написал «Битву при Леранто», когда ему было 98 лет, и создал свои лучшие произведения после 80; Микеланджело завершал свою скульптурную композицию в храме Святого Петра в Риме на девятом десятке жизни; Гёте создал бессмертного Фауста в 80 лет; в 71 год Галилео Галилей открыл вращение Земли вокруг Солнца.

Почему же, несмотря на все эти примеры, мы так боимся своего возраста? Почему одна мысль о надвигающейся старости вызывает в нас огромное количество негативных переживаний?

Все страхи, порождающие это состояние, условно можно разделить на связанные с физическим и социальным благополучием.

психологический возраст и возрастные кризисы - предыдущая | следующая  - страх смерти

К странице автора статьи, практического психолога Макогон И.К.

Преодоление кризиса среднего возраста. Запись на психологическую консультацию


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)