Чем бы ни определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем такие юноши часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М. Л. Алемаскиным несовершеннолетних правонарушителей, зарегистрированных в детских комнатах милиции, были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г. Г. Бочкаревой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно, среди остальных школьников так ответили лишь 19 процентов.
Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я. Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. Сравнив реальную статусную структуру классов (с V по X) одной и той же школы и ее оценку работающими в этих классах учителями, ученый нашел, что учителя невольно сглаживают статусную дифференциацию, преуменьшая значение крайних категорий. При этом точность учительского прогноза психологической изоляции учеников при переходе от средних классов к старшим снижается больше чем вдвое. А без умения оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребенку и помочь ему выйти из трудного положения.
Исключительно ответственная роль в формировании личности старшеклассника принадлежит комсомолу. Вступление в члены ВЛКСМ — важный морально-политический и психологический рубеж в сознании юношей и девушек. Комсомольская организация школы и класса выступает инициатором и организатором всех основных форм общественно-политической деятельности старшеклассников. Принадлежность к комсомольской организации повышает меру их гражданского самосознания и чувство ответственности за общее дело.
В последние годы важную роль в общественно-политической жизни школьных комсомольских организаций приобрел Ленинский зачет. Готовясь к нему, комсомольцы берут на себя определенные личные и коллективные обязательства, идущие по следующим основным направлениям:
усиление воспитания старшеклассников в духе коммунистической идейности, преданности социалистической Родине, в духе интернационализма;
активная пропаганда норм и ценностей советского общества;
повышение общеобразовательного и идейно-политического уровня комсомольцев, глубокое изучение ими марксистско-ленинской теории;
воспитание коммунистического отношения к труду; воспитание морально-политических качеств, присущих советскому человеку, борьба с нарушениями принципов и норм коммунистической морали;
подготовка старшеклассников к выполнению воинского долга в рядах Советской Армии;
организационно-политическое укрепление первичных комсомольских организаций.
Особое место в системе Ленинского зачета занимает изучение трудов В. И. Ленина, такие формы повышения политического уровня комсомольцев, как «Ленинские уроки, Ленинские чтения.
Значительное место в деятельности комсомольцев-старшеклассников занимает изучение революционных, боевых и трудовых традиций советского народа. Комсомол уделяет много внимания организации политического просвещения в форме политинформации, обсуждения вопросов текущей политики и т.д. Важной школой воспитания должны быть и комсомольские собрания, на которых юноши и девушки учатся принципиальности, умению ставить и обсуждать насущные вопросы, вскрывать недостатки и воспринимать нелицеприятную критику в свой адрес. Комсомольские поручения, даваемые от имени коллектива и выполняемые на глазах коллектива, формируют у учащихся чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять личные интересы общественным, устанавливать друг с другом отношения ответственной зависимости, правильно соотносить цели и средства деятельности.
Работа школьной комсомольской организации, как и классного коллектива, может быть успешной только при учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Любое общественное дело должно иметь какой-то индивидуально-личностный план, обращаться к жизненному опыту и конкретной деятельности учащегося. Можно, например, сформулировать тему классного собрания «Среднее образование—каждому!», а можно назвать его «Знания и твое завтра». Обе формулировки правильны. Но, как замечает А. В. Мудрик, первая ориентирует на уяснение общего социального смысла учебы, тогда как вторая заставляет каждого задуматься о смысле его собственной учебной деятельности. Тяга старшеклассников к постановке общих проблем не позволяет сводить комсомольскую работу к повседневным, будничным делам. Наряду с конкретными деловыми мероприятиями необходимы собрания, диспуты, посвященные философским, мировоззренческим вопросам («Что значит учиться коммунизму?», «Подвиг в жизни и жизнь как подвиг» и т. п.). Но и общие темы должны отвечать на конкретные, личные проблемы юношей и девушек.
сплоченность – предыдущая | следующая – стихийные группы