Зрительно-пространственная память, как и узнавание двух групп геометрических изображений, значительно лучше у средне успевающих детей, они допускают меньше искажений, оптических замен, вплетений. Лучшие оценки они получают и за рисунок стола. При исследовании понимания слов, близких по звучанию и значению, реже встречаются пропуски, вплетения и повторы. Эти дети лучше запоминали две группы слов и припоминали их при отсроченном воспроизведении слов после интерференции счетом.
Итак, результаты сравнения индексов у детей первого класса с разной успеваемостью указывают на связь успешности обучения с характером развития высших психических функций. Группу слабо успевающих детей отличает от всех остальных меньшая сформированность всех групп функций, кроме правополушарных (см. рис.1). Средне успевающие дети практически не отличаются от хорошо успевающих по полученным показателям. Возможно, что для хорошо и средне успевающих детей первого класса степень развития высших психических функций является необходимой, но не единственной причиной, влияющей на успешность обучения.
Во втором классе дети, обучающиеся на 5 и 4, обнаруживают некоторые достоверные различия. Прежде всего это значимые различия в отношении правополушарного индекса (р=.002). Качественный анализ показал лучшее выполнение детьми с более высокой успеваемостью заданий на зрительное восприятие недорисованных предметов и зрительно-пространственную память. Объем отсроченного воспроизведения геометрических фигур больше у отличников, а также имеется превосходство в таких показателях процесса узнавания предметов и геометрических фигур как соблюдение порядка элементов, количество вплетений неадекватных стимулов, реверсий и пропусков. При относительно одинаковых параметрах сформированное передних функций, наличие указанных различий, вероятно, оказывает свое влияние на успешность обучения двух групп детей.
Кроме того, у отличников меньше искажений и семантических замен при запоминании слов. Они лучше выполняют пробу на праксис позы правой и левой рукой.
Сопоставление оценок за выполнение проб сильными и слабыми детьми второго класса указывает на различия по переднему и правополушарному индексам (р=.005, р=.004 соответственно). Наличие этих различий позволяет говорить о том, что именно большая функциональная зрелость передних отделов мозга является важным фактором успешности обучения этих детей, поскольку их развитие способствует активному функционированию всех психических процессов. Здесь наблюдаются отчетливые и значительные различия в выполнении большого количества проб. Прежде всего, это касается группы проб, выполнение которых обеспечивается III функциональным блоком. Отличники значимо лучше выполняют пробу на динамический праксис, реципрокную координацию и графическую пробу, допуская менее грубые ошибки. Они испытывают меньшие трудности в объяснении выбора слов в пробе “5-й лишний”, а в пробе “реакция выбора” они легче переключаются.
У отличников лучше развиты зрительные и зрительно-пространственные функции. Это касается оценок за выполнение проб на исследование зрительного гнозиса (восприятие наложенных и перечеркнутых изображений предметов). Значительно лучше выполняется проба на конструктивный праксис, где отличники правильно выполняют три задания, а троечники только одно, правильнее выполняется по памяти рисунок стола. Как известно, важным условием усвоения знаний является хорошая память – произвольное запоминание. Наше исследование показывает, что у отличников имеются определенное превосходство в запоминании и узнавании предметов и геометрических фигур, а также в запоминании слов. Таким образом, у этих детей и регуляторные и гностические, прежде всего правополушарные, функции развиты лучше, чем у слабых детей.
успешность обучения – предыдущая | следующая – школьная успеваемость
А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание