/     /  
Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения(изучение мышления школьников)

Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения(изучение мышления школьников)

Зрительно-пространственная память, как и узнавание двух групп геометрических изображений, значительно лучше у средне успевающих детей, они допускают меньше искажений, оптических замен, вплетений. Луч­шие оценки они получают и за рисунок стола. При исследовании понимания слов, близких по звучанию и значению, реже встречаются пропуски, вплете­ния и повторы. Эти дети лучше запоминали две группы слов и припоминали их при отсроченном воспроизведении слов после интерференции счетом.

Итак, результаты сравнения индексов у детей первого класса с разной успеваемостью указывают на связь успешности обучения с характером развития высших психических функций. Группу слабо успевающих детей отличает от всех остальных меньшая сформированность всех групп функций, кроме правополушарных (см. рис.1). Средне успевающие дети практически не отличаются от хорошо успевающих по полученным показателям. Возможно, что для хорошо и средне успевающих детей первого класса степень развития высших психических функций является необходимой, но не единственной причиной, влияющей на успешность обучения.

Во втором классе дети, обучающиеся на 5 и 4, обнаруживают некоторые достоверные различия. Прежде всего это значимые различия в отношении правополушарного индекса (р=.002). Качественный анализ показал лучшее выполнение детьми с более высокой успеваемостью заданий на зрительное восприятие недорисованных предметов и зрительно-пространственную память. Объем отсроченного воспроизведения геометри­ческих фигур больше у отличников, а также имеется превосходство в таких показателях процесса узнавания предметов и геометрических фигур как соблюдение порядка элементов, количество вплетений неадекватных стимулов, реверсий и пропусков. При относительно одинаковых параметрах сформированное передних функций, наличие указанных различий, вероятно, оказывает свое влияние на успешность обучения двух групп детей.

Кроме того, у отличников меньше искажений и семантических замен при запоминании слов. Они лучше выполняют пробу на праксис позы правой и левой рукой.

Сопоставление оценок за выполнение проб сильными и слабыми детьми второго класса указывает на различия по переднему и правополушарному индексам (р=.005, р=.004 соответственно). Наличие этих различий позволяет говорить о том, что именно большая функциональная зрелость передних отделов мозга является важным фактором успешности обучения этих детей, поскольку их развитие способствует активному функ­ционированию всех психических процессов. Здесь наблюдаются отчетливые и значительные различия в выполнении большого количества проб. Прежде всего, это касается группы проб, выполнение которых обеспечивается III функциональным блоком. Отличники значимо лучше выполняют пробу на динамический праксис, реципрокную координацию и графическую пробу, допуская менее грубые ошибки. Они испытывают меньшие трудности в объяснении выбора слов в пробе "5-й лишний", а в пробе "реакция выбора" они легче переключаются.

У отличников лучше развиты зрительные и зрительно-пространственные функции. Это касается оценок за выполнение проб на исследование зритель­ного гнозиса (восприятие наложенных и перечеркнутых изображений пред­метов). Значительно лучше выполняется проба на конструктивный праксис, где отличники правильно выполняют три задания, а троечники только одно, правильнее выполняется по памяти рисунок стола. Как известно, важным условием усвоения знаний является хорошая память - произвольное запоминание. Наше исследование показывает, что у отличников имеются определенное превосходство в запоминании и узнавании предметов и геометрических фигур, а также в запоминании слов. Таким образом, у этих детей и регуляторные и гностические, прежде всего правополушарные, функции развиты лучше, чем у слабых детей.

успешность обучения - предыдущая | следующая - школьная успеваемость

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

 

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)