VIII. 2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение (индивидуальные качества)

Первый подход исходит из идеи стабильности и практиче­ской неизменности индивидуальных качеств, от которых зави­сят способы и успех деятельности; акцент делается здесь, с од­ной стороны, на отборе и подборе людей, наиболее подходящих для той или иной работы, а, с другой — на подборе работы, наи­более соответствующей индивидуальным качествам того или иного человека.

Второй подход исходит из идеи направленного формирования способностей, полагая, что у каждого человека можно так или иначе выработать нужные качества. Оба эти подхода могут формулироваться по-разному, но их общий методологический недостаток в том, что индивидуальность и трудовая деятельность рассматриваются как независимые и противостоящие друг другу величины, одна из которых обязательно подчиняет себе другую.

Существует, однако, и третья возможность, вытекающая из принятого в советской психологии принципа единства сознания и деятельности,— ориентация на формирование индивидуального стиля деятельности. Эта концепция основана на следующих предпосылках, сформулированных Е. А. Климовым:

«1. Признается, что есть стойкие, практически невоспитуемые личные (психологические) качества, существенные для ус­пеха деятельности.

2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту (продуктивности труда) варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

3. Имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или же компенсации посредством других способностей или способов работы (сниженную скорость реагирования можно компенсировать повышенным вниманием к подготовительным мероприятиям, предусмотрительностью; понижение активности в монотонной обстановке можно компенсировать тем, что человек искусственно разнообразит деятельность — меняет порядок действий или воображает, что объекты меняют цвет, или одухотворяет их мысленно и т. д.).

4. Формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, т. е. внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий (предметной и микросоциальной среды)». [1]

В выборе профессии очень важна профессиональная консультация. Это трудное дело, требующее серьезной подготовки. Хотя консультационные пункты есть во многих городах нашей страны, их явно недостаточно. Подавляющее большинство старшеклассников выбирают профессию более или менее стихийно.

В рамках новосибирского исследования В. Н. Шубкина был особый раздел под названием «Цена пророков». Суть его состояла в том, что весной, перед окончанием школы, десятиклассников опрашивали, каким они видят свое ближайшее буду­щее, какую профессию изберут, где будут работать или учиться и т. д. Те же вопросы задавали одноклассникам (каждый давал прогноз о каждом), учителям и родителям. Через полгода, осенью, социологи выяснили, как фактически сложилась судьба выпускников, и подсчитали, сколько очков «выбила» каждая группа «пророков»: сами выпускники, их одноклассники, учите­ля и родители. Наиболее точными были предсказания одноклассников. Учителя, как и родители, оказались неважными «пророками».

Существенные факторы профессионального самоопределения — возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его при­тязаний.

Выбор профессии, как мы видели, — сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжи­тельности, сколько в последовательности этапов. Здесь сущест­вуют две опасности. Один полюс — затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых инте­ресов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентации юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное са­моопределение — один из главных компонентов повзросления и устойчивого образа «я», самоуважения и т. д.

Попытки родителей (особенно частые в интеллигентных семьях) ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима («Ну когда ты, в конце концов, определишься? Я в твоем возрасте…»), как правило, дают отрица­тельные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иног­да и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежела­ние вообще что-либо выбирать, уход в разного рода хобби и т. п. Помощь здесь может быть только органической — своевременное, на всем протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами дея­тельности и практическое приобщение к труду.

Хотя раннее самоопределение обычно считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными, ситуативными факторами. Подросток ориентируется только на содержание дея­тельности, не замечая других ее аспектов (например, того, что геолог должен полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изучать, но возможности применения этой спе­циальности, если ты не хочешь быть школьным учителем, до­вольно ограниченны, и т. п.).

_________________________________________________________________________________

[1] Климов Е. А. Личность, профессия и научно-практическая консультация. —В кн.: Молодежь и труд/Под ред. В. А. Ядова. М., Молодая гвар­дия, 1970, с. 107.

выбор профессии – предыдущая | следующая – жизненный путь

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в психологическом центре Просвет.