Культура и нравственность

Структура нравственных представлений в коллективистических культурах ориентирована на реализацию, в первую очередь, групповых целей и интересов в отличие от культур индивидуалистических, где приоритетными являются права и потребности отдельной личности. Для коллективистов нравственное поведение – это добродетельное поведение, выполнение своего долга и своей роли в группе наилучшим образом  всоответствии с предписаниями группы. Конфликт между индивидом и группой в коллективистических культурах разрешается  в пользу группы, т. е. подчинением индивида воле коллектива. Тот же конфликт в индивидуалистических культурах оценивается с точки зрения абстрактных представлений, таких как «наибольшее добро для наибольшего количества людей».

В индивидуалистических культурах люди чаще оперируют с абстрактными категориями и представлениями о «справедливом соответствии». Они могут вести себя индивидуалистически, не боясь быть отвергнутыми другими людьми, тогда как в коллективистических культурах люди, ориентированные на достижение своих индивидуальных целей, часто отвергаются группой. В работе Швейдера, Махапатры и Миллера (Shweder, Mahapatra, Miller, 1990) опрашивались индейцы провинции Орисса:  им задавался вопрос «может ли вдова есть рыбу?». Они отвечали, что ей не следует этого делать, иначе у нее возникнут большие неприятности. Респонденты выборки, проживающие в штате Иллинойс, считали, что она имеет право есть рыбу. Тщательный анализ убеждений, лежащих в основе таких ответов, проясняет этот контраст между коллективизмом – индивидуализмом. Индейцы считали, что вдова неразрывно связанна со своим мужем, а употребление рыбы по их представлениям может возбудить женщину и подтолкнуть ее к интимным отношениям с другим мужчиной.  А это являлось бы разрушением духовной связи со своим мужем. С другой стороны, респонденты американской выборки рассматривали вдову как независимого индивида, имеющего право принимать самостоятельные решения. Короче говоря, ценностные представления индейцев были ориентированы на взаимозависимость людей, а американцы делали акцент на независимости.

К аналогичному заключению пришли Миллер, Берсоф и Харвуд (Miller, Bersoff, Harwood, 1990), которые показали: индейцы оценивают неспособность человека в оказании помощи другому с моральной точки зрения (как нравственную ущербность – прим. переводчика, В.С.) во всех без исключения жизненных обстоятельствах; американцы, в отличие от них, рассматривают такую неспособность  позиции моральных оценок только для ситуаций, в которых существует угроза жизни или когда родители не оказывают помощь своим детям в критических ситуациях. Короче говоря, индейцы еще раз продемонстрировали восприятие себя как взаимозависимыми членами группы, обязанными помогать другим при возникновении необходимости, тогда как представители западных культур воспринимали себя более независимыми и обязанными помогать другим только при определенных обстоятельствах.

Колбергом (Kohlberg, 1969, 1981) была предложена теория морального  развития личности, получившая большую популярность.

В целом теория постулирует существование шести стадий. На первой стадии люди не нарушают существующие правила, подчиняются требованиям и не наносят вреда другим просто из стремления избежать наказания. На второй стадии они соблюдают правила тогда, когда видят, что это будет служить их интересам. На третьей стадии они ведут себя «благопристойно» потому, что это соответствует ожиданиям значимых  других: они подчиняются правилам постольку, поскольку «быть хорошим» это выгодно. На четвертой стадии люди выполняют своий долг, действуют в интересах общества, своей группы или социального института, поскольку оказание поддержки социальной системе считают справедливой формой поведения. На пятой стадии люди осознают существование  общечеловеческих ценностей, но в то же время придерживаются ценностей и правил собственной группы в силу необходимости соблюдения «социального контракта». Кроме этого, они убеждены в необходимости руководствоваться рядом универсальных ценностей, присущих любому обществу (таких как, ценность жизни и свободы), безотносительно к мнению большинства. На шестой стадии люди следуют универсальным этическим принципам, которые они выбрали сами. И когда законы приходят в противоречие с этими принципами, человек имеет право не подчиняться им. В своих действиях они руководствуются универсальными принципами справедливости, такими как равенство и уважение достоинства человека как личности, и чувством внутренней приверженности этим принципам.

 

гендерная идеология – предыдущая  |  следующая – моральное развитие

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление