тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

8.1. Групповые занятия

1) о принципиальной роли речи в формировании и развитии психических процессов и в организации их протекания, о взаимосвязи речи с внеречевой деятельностью человека (Выготские 1956; Леонтьев, 1972); 2) положение о речи как продукте социальной среды и о ее развитии путем межличностного общения (Выготский, 1956,1960; Леонтьев, 1945,1972); 3) современные представления о социальности личности как основной ее характеристике, о формировании и проявлении личности в коллективе (Леонтьев, 1961). Групповые занятия являются лучшим способом восстановления коммуникативной способности больных путем межличностного общения в малой социальной (терапевтической) группе. В групповых занятиях применяются те формы и функции речи, описанные выше, которые наиболее эффективны в групповом обучении (эмотивная, диалогическая, групповая и др.). Кроме того, групповые занятия являются тем методом, который лучше всего может обеспечить нужную речевую среду для больных с афазией. Речевая среда для больных с афазией, во-первых, не должна быть упрощенной, а максимально приближаться к нормальной, во-вторых, она должна способствовать реализации таких форм и функций речи, которые наименее произвольны, более сохранны, эмоциональны и выразительны, что и обеспечивается в групповых занятиях. Важным является и тот факт, что единицей групповой формы организации восстановительного обучения является малая социальная терапевтическая группа, которая имеет ряд специфических групповых механизмов, положительно влияющих на эффективность восстановительного обучения: подражание, поддержка, взаимопомощь, сотрудничество, соревнование и др. Эти механизмы имеют широкий диапазон действия и, главное, способствуют социальной реадаптации больных, их реабилитации как личностей.

В настоящее время групповые занятия применяются в клинике афазий все более широко, однако у разных авторов мы находим различные методологические, теоретические и методические подходы к задачам и методам групповых занятий. Исследователей групповых занятий и практиков можно условно разделить на четыре группы. Одна из них на первое место выдвигает групповую или индивидуальную психотерапию и как задачу и как метод, в то время как работа по восстановлению речи рассматривается ими как чисто техническая сторона приспособления больного к своему дефекту (Aronsonviap., 1956; Wepman, 1972). Другая группа исследователей считает наиболее рациональным использование лишь остаточных речевых возможностей для общения больных с афазией (Schlanger, 1966, 1970). И наконец, третья группа считает необходимым использование как индивидуальных занятий, направленных на восстановление речи, так и групповых, задачей которых является преодоление эмоциональных трудностей. Анализ задач и методов, применяемых на этих занятиях, показал много общего у всех трех групп. Их характеризует отсутствие научного обоснования методов, эмпирический подход к проведению занятий. Занятия и методы преследуют цель приспособить больного к дефекту и инвалидизации.

Отечественные афазиологи, составившие четвертую группу, также применяли групповые методы в работе с больными с афазией.

Впервые такой метод был применен В. М. Коганом, а затем В. В. Оппель как метод, предупреждающий развитие фобии речи. Основной целью использования коллективных занятий с больными было в данном случае преодоление прежде всего фобии речи, а не восстановление способности к речевой коммуникации. В связи с этим указанные авторы не применяли специальных методов для преодоления речевых яарщ шений в групповых занятиях. Ценным является указание этих авторов на важность групповых занятий в общем комплексе реабилитации больных.

Таким образом, к необходимости и важности проведения групповых занятий пришли многие исследователи и практики — афазиологи, логопеды. Однако эмпирический способ применения групповых занятий не всегда может привести к нужным результатам, а иногда ведет и к нежелательным последствиям. Так же, как восстановительное обучение больных с афазией имеет свою теорию и научно обоснованные методы индивидуальных уроков (Бейн, 1964; Лурия, 1947; Нейропсихологические… 1981; Рубинштейн, 1947; Цветкова, 1972а и др.), так оно должно иметь разработанную теорию и научно обоснованные методы групповых занятий (Цветкова, 1972а, б, 1979). Восстановительное обучение больных с афазией включает широкую систему реабилитационных мероприятий, направленных не только на восстановление речи, но и на преодоление дефектов других психических функций, а также на преодоление нарушений личности больного, на восстановление его социального статуса.

Глава 8. Формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных– предыдущая  | следующая –  8.2. Методы и организация групповых занятий

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.