/     /  
Феномен детской застенчивости: Застенчивость

Феномен детской застенчивости: Застенчивость

Феномен детской застенчивости: Застенчивость
Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

Однако в некоторых случаях дети так и остаются скованными, зажатыми в общении, боятся негативных оценок, проявляют неуверенность в себе, своих силах, стыдятся себя, предпочитают оставаться в тени, страх неудач у таких детей преобладает над интересом к достижениям, новым открытиям. В такой ситуации можно говорить о том, что у ребёнка формируется застенчивость как устойчивая личностная черта, и причины этого уже стоит искать в характере детско-родительских отношений. Ниже перечислим основные черты воспитания, которые могут привести к формированию застенчивости как устойчивой личностной черты:

— Авторитарный стиль воспитания:

Низкий уровень эмоционального принятия: любовь родителей обусловлена достижениями, достоинствами, поведением ребёнка. В результате такого отношения у ребёнка появляется тревога, неуверенность в себе, он начинает понимать, что родители любят его не в силу того, что он уникален и значим сам по себе, а только тогда, когда он оправдывает их ожидания. Также ребёнок чувствует, что в любой момент может лишиться родительской любви, защиты. Всё это ведёт к нарастанию у ребёнка внутреннего напряжения, страха, появлению негативного самоощущения.

Высокий уровень социального контроля, чрезмерность санкций, постоянная критика со стороны родителей, ориентация на «всегда послушного ребёнка». Избыток требований, использование наказаний за их невыполнение, жёсткий контроль со стороны родителей ведут к тому, что ребёнок постоянно будет чувствовать, что поступает неправильно, не так, как того ожидают родители, у него возникнет страх как перед авторитетом родителей, так и других людей, сформируется заниженная самооценка, он будет чрезмерно зависим от мнений других людей. Кроме того, с возрастом контроль в жизни этих детей начинает играть очень большое значение. Вспомним здесь, что одним из признаков застенчивых людей является боязнь того, что ситуация выйдет из-под контроля, будет развиваться по незапланированному сценарию.

Минимальное количество поощрений: как правило, авторитарные родители практически не хвалят своих детей, не дают им положительной обратной связи об их поступках. В результате ребёнок не получает никаких подтверждений собственной значимости и самоценности как личности, растёт неуверенным в себе, тревожным, с твёрдым убеждением, что он не заслужил одобрения, внимания, тёплых слов и любви. Дети привыкают к тому, что их постоянно ругают. Именно так вырастают застенчивые взрослые, не умеющие принять похвалу, комплименты, смущённо чувствующие себя в ситуации, когда им уделяют доброжелательное внимание.

— Либеральный стиль воспитания: казалось бы, либеральность, свобода родителей должны вести к независимости и уверенности ребёнка в себе, и уж никак не могут быть связаны с застенчивостью. Но в действительности это не так, и приводит данная стратегия воспитания скорее к пассивности, замкнутости, тревожности. Либеральные родители часто бывают невнимательны к своим детям, к их потребностям, в ситуации выбора, принятия решений оставляют ребёнка наедине с самим собой. Но ведь ребёнок может самостоятельно совершить выбор только тогда, когда у него уже сформирована система ориентиров, только пройдя через этап совместного со взрослым принятия решения. В ситуации с либеральными родителями ребёнок оказывается без этих ориентиров, опор, и в результате чувствует свою полную ненужность. Затем эта модель отношений с родителями переносится на взаимоотношения с другими людьми: человек чувствует, что он никому неинтересен, окружающие к нему безразличны, и замыкается в себе.

— Дефицит общения: если ребёнок лишён общения с близкими, если родители не могут вечером уделить пару часов на то, чтобы поговорить с ребёнком, у него не сформируются вовремя навыки общения, взаимодействия с окружающими. В результате ребёнок будет испытывать трудности как в общении со взрослыми, так и со сверстниками, уходить от общения, фиксироваться на себе.

— Стиль общения: приказы, распоряжения, команды, угрозы, предупреждения, нотации, морализирование, негативные оценки, осуждения, «наклеивание ярлыков», – использование всех этих приёмов в общении препятствует формированию у ребёнка позиции открытости и доверия к миру, позитивной самооценки, уверенности в себе. Особенно неблагоприятно на самоощущение ребёнка влияет критика его в присутствии друзей, сверстников, замечания на публике.

— Завышенные ожидания, воспитание в культе успеха и достижений: поощрение достижений формирует у ребёнка уверенность в том, что он значим, ровно настолько, насколько он успешен, насколько он соответствует высоким запросам родителей. Безусловно, такие дети будут испытывать тревожность, неуверенность в себе, ведь возможная неудача грозит потерей чувства собственной ценности. Как правило, такая установка приводит к эффекту, диаметрально противоположному тому, которого ожидали родители: такие дети оказываются безынициативными, робкими, неуверенными в своих силах, ведь цена возможной неудачи оказывается слишком велика! Любая даже самая маленькая неудача наносит существенный удар по самооценке ребёнка. В дальнейшем из таких детей нередко вырастают взрослые, которые полностью отождествляют себя со своими достижениями и статусами, и панически боятся потерять заработанное положение.

Все вышеперечисленные особенности воспитания ведут к формированию у ребёнка чувства неуверенности в себе, заниженной самооценке, пассивности, чрезмерной боязни неуспеха, излишней фиксации на том, что думают о нём окружающие. Одним словом, всё это факторы, ведущие к формированию застенчивости в детском возрасте. Каким же должно быть воспитание, способствующее развитию уверенной в себе и открытой миру личности, и что может помочь преодолеть застенчивость?

Застенчивые люди – предыдущая | следующая – Воспитание

Вернуться к началу стать


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)