Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом

Таблица 15 Оценка уровня развития графических умений

 

Оценки Уровень развития графических умений Особенности качества изображений
0 Не умеет правильно держать карандаш, наносит на бумагу неопределенные линии Изображение отсутствует или проводятся линии и точки, не имеющие сходства с объектом
1 Умеет правильно держать карандаш и располагать руку при рисовании; проводит вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам Изображение напоминает символический рисунок, имеющий отдельные элементы, сходные с объектом
2 Умеет регулировать движения в соответствии с задачей изображения, то есть правильно регулирует: а) силу нажима; б) амплитуду; в) темп рисовальных движений (изменяет его по инструкции) В рисунке передается строение основной формы образца, но без некоторых существенных элементов
3 Умеет изменять направление графических движений: проводит линии, образующие угол, не отрывая карандаша от бумаги, совершает дугообразные движения В рисунке достаточно верно и полно воспроизводится строение основной формы и дополнительных деталей образца, но неучитывается размер фигуры
4 Графические движения соразмеряет с заданной длиной или высотой отрезка, рисует короткую или длинную линию по словесной инструкции и по образцу Изображение с сохранением размера заданной фигуры
5 Движения соизмеряет с высотой и формой заданных изображений предметов, рисует прямоугольники с образца-рисунка, большой и маленький круг и квадрат по словесной инструкции и по образцу Изображение с сохранением размера и объема заданной фигуры

 

Здоровые дошкольники успешно справляются с первыми тремя заданиями, а отображение в рисунках размера фигур еще вызывает у них некоторые затруднения. Рисунки детей с тяжелой формой аффективной патологии отличаются от рисунков их здоровых сверстников, как по качеству изображения, так и по технике рисунка.

Мы проводили специальные занятия по формированию графических навыков у детей с аутизмом по программе, разработанной нами для детей с церебральным параличом, но модифицированной для данной клинической группы. [Мамайчук, 1976]. Занятия были разделены на четыре основных этапа.

Первый этап формирования графических навыков у детей-аутистов

Цель. Обучение элементарным графическим навыкам, развитие умения проводить прямые линии в вертикальном и горизонтальном направлении по опорным точкам.

Материал. Цветные граненые карандаши или фломастеры, альбом для рисования. (Если ребенок с аутизмом отказывался работать с карандашом, мы предлагали ему доски, обмазанные пластилином, или ребенок обмазывал палец краской и рисовал с помощью него.)

Руководство. Психолог или педагог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования.

Задания

1.   Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование разноцветных, коротких, длинных отрезков).

2.   Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки).

3.   Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др.

4.   Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.

Методические требования к занятиям первого этапа

1.  Опорные точки наносятся на бумагу до занятия.

2.   На первых занятиях следует обращать внимание детей на правильное расположение карандаша в руке и положение руки в процессе рисования.

3.  Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2—3 человека).

4.   Продолжительность и количество занятий должны варьироваться в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка.

5.   Рекомендуется поощрять ребенка за успешное выполнение заданий, а также даже за минимальную активность. Рисунок ребенка следует повесить на видное место и на последующих занятиях обращать его внимание (а также внимание других детей, если занятия проводятся в группе) на результаты предыдущей работы.

После того как дети овладеют элементарными изобразительными движениями, рекомендуется формировать у них изобразительные движения по следующим параметрам: скорости, направлению, темпу, амплитуде.

Второй этап формирования графических навыков у детей-аутистов

Цель. Обучение произвольному управлению графическими движениями.

Материал. Альбом для рисования, утолщенные граненые карандаши, фломастеры, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изображающие геометрические фигуры и фигуры животных.

Руководство. Педагог показывает ребенку, как укреплять трафарет, обводит контур фигуры и затем закрашивает ее. При обведении контура фигуры движения должны быть медленными, а при закрашивании — быстрыми.

Задания

1.   Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника.

2.   Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.

3.  Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.

4.  Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины.

5.  Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.

Методические требования к запятиям второго этапа

1.  Необходимо следить за тем, чтобы дети обводили контур фигуры медленно, а закрашивали фигуры быстрыми, размашистыми движениями.

2.  Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, а квадрат прямыми линиями, треугольник — наклонными.

3.  Обязательно следует научить детей произвольно регулировать силу нажима.

4.  Перед началом рисования предварительно совместно с ребенком должен проводиться анализ фигуры трафарета. Необходимо учить детей обводить ее контуры указательным пальцем.

5.  В процессе занятия обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги.

6.  Занятия должны проводиться в указанной последовательности. Рекомендуется вешать рисунки детей на видное место, поощрять их активность. Если дети по-прежнему отказываются рисовать карандашами и фломастером, можно им предложить рисовать пальцем, однако необходимо соблюдать указанные выше требования, а именно регулировать темп и силу нажима.

Коррекционные программы Семаго и Ульяновой – предыдущая  | следующая – Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом (продолжение)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым