VI. 1. Генезис эмоциональных привязанностей
Как ни важны для юности коллективные отношения и чувство своей «принадлежности», групповые контакты обычно включают в себя соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием групповых товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности. Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком, по-видимому, врожденная и проявляется уже в первые недели и месяцы жизни ребенка. Однако содержание этой потребности и способы ее удовлетворения, включая степень избирательности контактов, их устойчивости и психологической глубины (интимности), меняются с возрастом, по мере развития личности и ее коммуникативных способностей. Параллельно способности узнавать себя в другом вызревает потребность в самораскрытии. Подростковый и юношеский возраст знаменует начало напряженного внутреннего диалога и самоанализа. Потребность «излить душу» проявляется, в частности, в появлении интимных дневников, чтобы, как писал 15-летний Н. А. Добролюбов, «поговорить… хоть с самим собой, за недостатком другого собеседника, который бы с участием выслушал мои признания» [1]. Даже сейчас, когда «моды» на дневники нет, на вопрос: «Вели ли вы когда-либо дневник?»— положительно ответили свыше половины опрошенных ленинградских девочек-старшеклассниц и 12 процентов юношей этого возраста. «Счастье — это когда тебя понимают»,— говорит юный герой фильма «Доживем до понедельника». Жажда самовыражения, предпосылкой которого является осознание своей особенности,— одна из главных черт юношеской психики. Но юношеская коммуникативность часто бывает эгоцентрической; потребность в самовыражении выше интереса к собеседнику. Подлинная интимность, т. с. совмещение жизненных целей и перспектив двух или нескольких личностей при сохранении индивидуальности и особенности каждого из них, предполагает наличие относительно стабильного «я». Если его нет, подросток мечется между желанием слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Иногда придумать другого легче, чем понять его. Отсюда — напряженность в отношениях с друзьями и любимыми; им нередко навязывается роль зеркала, попытка слияния с которым, по выражению Э. Эриксона, причиняет боль себе и разбивает зеркало. Разные компоненты идентичности созревают не одновременно. Каждый новый аспект индивидуальности, будь то усвоение половой роли или выбор профессии, так или иначе претворяется в межличностные отношения, становится значимым объектом коммуникации, причем именно то, что в данный момент проблематично, наиболее личностно значимо и интимно. Разным фазам развития личности соответствует поэтому не только разная степень интимности межличностных отношений, но и разные типы значимых лиц, с которыми в первую очередь осуществляется обмен информацией, и разное содержание коммуникации. Все это наглядно проявляется в юношеской дружбе.
VI. 2. Юношеская дружба
Дружба — важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи становятся более поверхностными и экстенсивными, что идеал исключительной и глубокой парной дружбы, дружбы Герцена и Огарева, не соответствует сегодняшним условиям, что дружба вытесняется широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, и т. п. Но жалобы на оскудение дружбы раздавались и в начале нашего века, и в эпоху романтизма, и в средние века, и в античности. Высшие нравственные ценности — а дружба во все времена считалась таковой — всегда были дефицитными. Психологические закономерности юношеской дружбы — будь то ее идеал или реальные свойства — отличаются удивительной устойчивостью и проявляются (разумеется, в разных сочетаниях) в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации. Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных отношений, измеряется прежде всего степенью ее избирательности, устойчивости и интимности. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастают. Если дошкольники и младшие школышки еще не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением. Чем старше человек, тем меньшее влияние на его дружеские отношения оказывают внешние, ситуативные факторы. Привязанности ребенка требуют постоянного подкрепления, отсутствие непосредственного контакта с другом быстро разрушает привязанность. В юности дружба может сохраняться и на расстоянии, поскольку она уже интериоризована.
_________________________________________________________________________________
[1] Добролюбов Н. А. Дневники. — Собр. соч. в 9-ти т. М.—Л., Гослитиздат, 1964, т. 8, с. 435.
спонтанные группы – предыдущая | следующая – юношеская дружба