Глава VI. Межличностные привязанности. Дружба

VI. 1. Генезис эмоциональных привязанностей

Как ни важны для юности коллективные отношения и чув­ство своей «принадлежности», групповые контакты обычно вклю­чают в себя соревновательность, борьбу за положение и авто­ритет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием групповых товарищеских отношений юно­шеский возраст характеризуется напряженным поиском друж­бы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмо­циональной привязанности. Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком, по-видимому, врожденная и проявляется уже в пер­вые недели и месяцы жизни ребенка. Однако содержание этой потребности и способы ее удовлетворения, включая степень избирательности контактов, их устойчивости и психологической глубины (интимности), меняются с возрастом, по мере разви­тия личности и ее коммуникативных способностей. Параллельно способности узнавать себя в другом вызревает потребность в самораскрытии. Подростковый и юношеский воз­раст знаменует начало напряженного внутреннего диалога и са­моанализа. Потребность «излить душу» проявляется, в част­ности, в появлении интимных дневников, чтобы, как писал 15-летний Н. А. Добролюбов, «поговорить… хоть с самим собой, за недостатком другого собеседника, который бы с участием выслушал мои признания» [1]. Даже сейчас, когда «моды» на дневники нет, на вопрос: «Вели ли вы когда-либо дневник?»— положительно ответили свыше половины опрошенных ленин­градских девочек-старшеклассниц и 12 процентов юношей этого возраста. «Счастье — это когда тебя понимают»,— говорит юный герой фильма «Доживем до понедельника». Жажда самовыражения, предпосылкой которого является осознание своей особенности,— одна из главных черт юноше­ской психики. Но юношеская коммуникативность часто бывает эгоцентри­ческой; потребность в самовыражении выше интереса к собесед­нику. Подлинная интимность, т. с. совмещение жизненных целей и перспектив двух или нескольких личностей при сохране­нии индивидуальности и особенности каждого из них, предпола­гает наличие относительно стабильного «я». Если его нет, под­росток мечется между желанием слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Иногда придумать другого легче, чем понять его. Отсюда — напряженность в отношениях с друзь­ями и любимыми; им нередко навязывается роль зеркала, по­пытка слияния с которым, по выражению Э. Эриксона, причи­няет боль себе и разбивает зеркало. Разные компоненты идентичности созревают не одновремен­но. Каждый новый аспект индивидуальности, будь то усвоение половой роли или выбор профессии, так или иначе претворяется в межличностные отношения, становится значимым объектом коммуникации, причем именно то, что в данный момент пробле­матично, наиболее личностно значимо и интимно. Разным фазам развития личности соответствует поэтому не только разная сте­пень интимности межличностных отношений, но и разные типы значимых лиц, с которыми в первую очередь осуществляется обмен информацией, и разное содержание коммуникации. Все это наглядно проявляется в юношеской дружбе.

VI. 2. Юношеская дружба

Дружба — важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобиль­ности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи стано­вятся более поверхностными и экстенсивными, что идеал иск­лючительной и глубокой парной дружбы, дружбы Герцена и Огарева, не соответствует сегодняшним условиям, что дружба вытесняется широкими приятельскими компаниями, основанны­ми на общности развлечений, и т. п. Но жалобы на оскудение дружбы раздавались и в начале нашего века, и в эпоху роман­тизма, и в средние века, и в античности. Высшие нравственные ценности — а дружба во все времена считалась таковой — всегда были дефицитными. Психологические закономерности юноше­ской дружбы — будь то ее идеал или реальные свойства — отли­чаются удивительной устойчивостью и проявляются (разумеет­ся, в разных сочетаниях) в самых различных социальных и куль­турных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивиду­ально-типологические вариации. Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных отношений, измеряется прежде всего степенью ее избирательно­сти, устойчивости и интимности. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастают. Если дошкольники и младшие школышки еще не разграничива­ют дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением. Чем старше че­ловек, тем меньшее влияние на его дружеские отношения ока­зывают внешние, ситуативные факторы. Привязанности ребенка требуют постоянного подкрепления, отсутствие непосредствен­ного контакта с другом быстро разрушает привязанность. В юно­сти дружба может сохраняться и на расстоянии, поскольку она уже интериоризована.
_________________________________________________________________________________

[1] Добролюбов Н. А. Дневники. — Собр. соч. в 9-ти т. М.—Л., Гослит­издат, 1964, т. 8, с. 435.

спонтанные группы – предыдущая | следующая – юношеская дружба

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в психологическом центре Просвет.