/     /  
Эмоции и мотивы

Эмоции и мотивы

В свете проведенного анализа эмоциональный процесс представляет собой реакцию механизмов регуляции воздействий, значимых для биологического или психического равновесия субъекта; эта реакция характеризует такими особенностями, как степень возбуждения, знак и содержание (или качество). Этот процесс оказывает влияние на поведение человека, принимая участие в регуляции деятельности.

Степень участия эмоций в регуляции поведения может быть разной: эмоция может проявляться в латентной форме — в таком случае она не оказывает непосредственного влияния на протекание деятельности, но создает готовность к определенным реакциям, и о ее существовании можно узнать тогда, когда в ответ на слабый раздражитель внезапно возникает сильная и хорошо организованная эмоциональная реакция (например, вспышка гнева по поводу ничтожной причины у «накалившегося» человека); с другой стороны, эмоция может достигать такой степени концентрации и силы, что начинает полностью контролировать поведение, — в таком случае говорят, что она выражается в форме аффекта. Разумеется, можно выделить еще ряд промежуточных форм.

Эмоции различаются и своей продолжительностью. В этом отношении можно выделить кратковременные ситуативные эмоциональные состояния (волнения, аффект и т. п.) и более продолжительные, устойчивые эмоции и настроения. Устойчивая склонность реагировать определенными эмоциями на некоторые ситуации или объекты может быть названа эмоциональной установкой.

Эмоции и мотивы. Регуляция действий может проходить в двух принципиально различных формах.

Во-первых, она может состоять в актуализации определенных реакций в ответ на поступающие сигналы. В таком случае поведение носит реактивный характер. Во-вторых, она может состоять в актуализации действий, направленных на достижение определенной цели, и в таком случае ответ будет уже целенаправленной активностью. В поведении человека можно наблюдать обе формы ответов: более элементарные — реактивные и более сложные — целенаправленные. Эта более сложная форма ответов осуществляется благодаря мотивационным процессам; специфическая особенность мотивации состоит в том, что она придает деятельности определенную направленность и так управляет ею, что эта направленность сохраняется.

Таким образом, мотивационный процесс можно рассматривать как особую форму эмоционального процесса, как более сложный тип регуляции. Ему присущи все особенности эмоционального процесса и, кроме того, способность придавать действиям определенную направленность. Иными словами, мотивация — это эмоция плюс направленность действий.

Это не значит, что эмоции лишены направленности. Эмоциональному поведению также свойственна некоторая направленность, подобная направленности, например, бильярдного шара; последний направлен к цели пассивно, поэтому, столкнувшись в движении с непредвиденным препятствием, он не обходит его, не отыскивает другой путь к намеченной цели, а просто меняет направление. Нечто подобное можно сказать и об эмоциях — эмоциональное поведение является экспрессивным, а не ориентированным на цель, и поэтому его направление меняется вместе с изменением ситуации.

Между этими двумя формами поведения (экспрессивным и целенаправленным) можно выделить промежуточную форму. Дело в том, что существуют такие формы поведения, которые носят одновременно и экспрессивный, и целенаправленный характер; речь идет о таком поведении, цель которого — разрядка эмоции. Сюда относятся действия, которые в англосаксонской клинической литературе называются «acting out» (разряжающие действия). Общий класс реакций, к которому принадлежат разряжающие действия, мы будем называть «эмоциональными действиями».

Теоретическое различение эмоций и мотивации не означает, однако, что эти процессы легко отделить друг от друга на практике. Поведение человека в большинстве случаев содержит как эмоциональные, так и мотивационные компоненты, поэтому правильнее было бы говорить об эмоционально-мотивацнонных процессах. Однако теоретический анализ требует различения и отдельного обсуждения этих процессов. Выяснение действия механизмов мотивации предполагает рассмотрение ряда других проблем, которые не возникают при исследовании эмоций. Из-за взаимосвязанности этих процессов большая часть утверждений, касающихся эмоций, справедлива также и для мотивационных процессов, однако в данной работе проблема мотивации специально обсуждаться не будет.

 

Содержание (качество) эмоциональных процессов- Предыдущая|Следующая - Репрезентация эмоций в сознании

Экспериментальная психология эмоций. Содержание

 

 


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)