Методика обследования письма младших школьников (продолжение)

1.2. Изучение навыков письма учащихся 1-4 классов

Методика предназначена для выявления у младших школьников специфических нарушений письма — дисграфии. Исследование на­выков письма, полученных в процессе целенаправленного школьно­го обучения, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры материалов, в которых с каждым годом увеличи­вается количество многосложных слов и их длина, количество со­гласных и гласных букв в словах. Возрастает доля малочастотных слов, их структурная сложность, количество встречающихся в словах кластеров.

Спецификой данной методики является то, что одни и те же кон­трольные задания предлагаются для выполнения детям дважды. Уча­щиеся выполняют их как в конце учебного года, так и в начале сле­дующего года, при переходе в следующий класс (например, в конце первого класса и в начале второго; материал, используемый для об­следования в конце второго класса, дается детям ещё раз в начале третьего и т. д.). Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возни­кающую к концу учебного года, а у других распад сформированных в процессе обучения стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года после отдыха в каникулярное время, что следу­ет считать одним из явных признаков специфического нарушения. В одном случае мы наблюдаем большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом в начале нового учебного года. Полученные сведения оказываются весьма ценными для проектирования программ коррекционной работы.

Если в письменных работах школьника длительное время обна­руживается более 4 дисграфических ошибок, то у него квалифициру­ется нарушение письма — дисграфия.

Все материалы контрольных письменных заданий рекомендова­ны для использования Министерством образования и науки РФ.

Контрольные тексты

1 класс (конец обучения)

Диктант

Гроза

Стоит тёплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.

30 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков, 13 кластеров в словах.

Списывание (с печатного текста)

Ежик

Тёплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез то­щий ёжик. Он стал искать пищу.

18  слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака, 7 кластеров в словах.

Списывание (с рукописного текста)

Журавль

Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.

19  слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака, 14 кластеров в словах.

2 класс (конец обучения)

Диктант

Кувшинки

На далёком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их сте­белёк был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне тёмной воды. Как зо­лотой шарик рядом с большими зелёными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые корабли­ки плывут по гладкой воде озера.

54 слова, 173 согласных, 121 гласная, 6 мягких знаков, 30 класте­ров в словах.

Списывание (с печатного текста)

Цветёт черёмуха

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёг­кие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся ко­лечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.

53 слова, 165 согласных, 121 гласная, 2 мягких знака, 29 класте­ров в словах.

Списывание (с рукописного текста)

Лягушка

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила ко­маров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Дождик моросил по её лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.

50 слов, 151 согласный, 113 гласных, 4 мягких знака, 29 класте­ров в словах.

3 класс (конец обучения)

Диктант

Лето

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радост­ные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ежик пробежал в своё жи­лище. Хлопочут усердные воробьи.

68 слов, 227 согласных, 157 гласных, 6 мягких знаков, 47 класте­ров в словах.

Списывание (с печатного текста)

Мышь-малютка

Мышь-малютка — самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышка-малютка ловко лазает по высоким стеблям, ли­стьям, кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над зем­лёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.

66 слов, 218 согласных, 155 гласных, 6 мягких знаков, 47 класте­ров в словах.

Списывание (с рукописного текста)

Енот

Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам речек и озёр. Шёрстка у него длинная и густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой.

Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала пополо­щет их в воде. За это прозвали его енотом-полоскуном. Енот и жёлу­ди, и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой.

(По А. Тамбиеву)

70 слов, 167 согласных, 145 гласных, 4 мягких знака, 26 класте­ров в словах.

4 класс (конец обучения)

Диктант

Бабочки на дорожке

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь — и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабоч­ки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки прочь с нагретой солнцем тропинки.

82 слова, 234 согласных, 183 гласных, 6 мягких знаков, 56 кла­стеров.

Слова для справок: вверх, обратно.

Списывание (с печатного текста)

На берегу речки меня встречает маленький куличок. Песок ис­черчен его следами. Следы пересекаются, сходятся в тропинки. Иду по следу и у куста вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегает от гнезда и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.

Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёму­хе — всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличков.

(По Ю. Фролову)

79 слов, 232 согласных, 179 гласных, 1 мягкий знак, 54 кластера.

Списывание (с письменного текста)

Берёза

Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдешь к бе­рёзке, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Сто­ит она, покачивается от ветра, радует своей красотой.

Жизнь у берёзы не лёгкая. И сок из неё цедят, и ветви на веники вяжут, и бересту дерут. На туески.

Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную траву. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, берёзка тянет листики- ладошки из старого пня.

(По Ю. Фролову)

78 слов, 231 согласная, 172 гласных, 7 мягких знаков, 46 кластеров.

Письмо под диктовку – предыдущая | следующая – Написание букв

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах