/     /  
Детские страхи: Коррекция детских страхов

Детские страхи: Коррекция детских страхов

Детские страхи: Коррекция детских страхов
Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

Теперь поговорим о том, как помочь ребёнку справиться с возникающими страхами, как не допустить перерастания нормальных страхов в патологические и какие возможны методы коррекции патологических страхов. В случае возрастных и ситуационных страхов (вызванных определённой ситуацией – например, сильно напугал внезапный резкий звук) очень важно:

  1. Успокоить ребёнка, побыть рядом с ним, обеспечить ему чувство безопасности, проявить сочувствие, понимание. Помните, что ребёнку тягостно испытывать чувства, которые другие люди не понимают. Не стоит говорить ребёнку, что всё это глупости, и он сам себе многое придумал.
  2. Не стыдить ребёнка за испытываемый страх, не смеяться над ним, и уж тем более не ругать, не кричать на него если он от чего-то отказывается из-за страха.
  3. Не заниматься «закаливанием», то есть если ребёнок боится темноты, не нужно оставлять спать его в темноте «чтобы привыкал». Это только усилит реакцию страха и нанесёт удар по эмоциональному благополучию ребёнка.
  4. Не стоит ради послушания пугать ребёнка ничем и никем.
  5. Когда у ребёнка возникла реакция страха попробуйте отвлечь его, переключите его внимание на интересную игрушку, поиграйте с ним.
  6. Не стоит оставлять ребёнка одного в незнакомой обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-либо неожиданного. Помните, что изначально ребёнок исследует неизвестное рядом со взрослым.
  7. В то же время поощряйте самостоятельность ребёнка, развивайте в нём уверенность в себе и своих силах. Тогда ребёнок будет уверен, что он справится с трудными, возможно опасным ситуациями.
  8. Исчезновение большего количества страхов связано с развитием ориентации и познания. Полноценное умственное воспитание, ответы на вопросы ребёнка, полноценная ориентировка в ситуации – профилактика детских страхов. То есть чем больше ребёнок знает и понимает, тем меньше у него будет страхов. Попробуйте разобраться вместе с ребёнком в том, что его пугает, дайте ему рациональное объяснение происходящего. Почитайте про пугающий объект в книгах, посмотрите фильм. Как правило, в таких случаях страх уходит.
  9. Не допускайте чрезмерного фантазирования ребёнком, ухода в воображаемый мир. Причиной этого может быть увлечение компьютерными играми, литературой в стиле фэнтези и т.п. Возвращайте ребёнка в реальный мир с реальными людьми, существующими животными и т.п.
  10. Обсудите с ребёнком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребёнок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.
  11. Можно попробовать вместе с ребёнком сочинить сказку или рассказ на тему его страха. В конце сказки герой должен обязательно победить страх.
  12. Очень хороший метод борьбы со страхом – нарисовать его вместе с ребёнком. Пусть ребёнок нарисует свой страх, после вы можете сжечь бумажку с рисунком, и объяснить ребёнку, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки можно развеять или выкинуть. Не забудьте в процессе хвалить ребёнка, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.
  13. Один из лучших методов коррекции детских страхов – это, конечно же, игра. В игре ребёнок может проиграть пугающие его ситуации, попробовать разные методы борьбы со страхами. Кроме того, игра – это источник положительных эмоций. радости от общения со сверстниками, возможности примерить на себя разные роли. В игре ребёнок учится понимать свои чувства и чувства других людей, распознавать разные эмоциональные состояния и выражать их культурно приемлемым способом. Групповая игротерапия под руководством профессионального психолога эффективна в коррекции патологических страхов. Обычно каждому ребенку предлагается придумать рассказ на тему его страха. У детей с неврозом страха, как правило, в таких историях бывает негативное окончание. Задача психолога помочь детям проиграть сюжеты рассказов в группе и сделать так, чтобы в игре ребёнок смог овладеть навыками преодоления своего страха, то есть чтобы придуманная ребёнком история имела позитивный исход.

И конечно же, ведущую роль в коррекции детских страхов, профилактике развития патологических страхов играет общий фон общения родителей с ребёнком. Реализуемый родителями стиль воспитания. Психологами показано, что гармоничный стиль воспитания служит надёжной защитой и опорой ребёнка, является базой его эмоционального благополучия. Основные черты такого стиля воспитания:

  1. Взаимное эмоциональное принятие и поддержка, безусловная любовь, защита и забота.
  2. Признание права ребёнка на выбор собственного пути развития и поощрение его автономии.
  3. Отношения взаимного уважения, равноправия в семье.
  4. Признание самоценности личности ребёнка и отказ от манипулятивной стратегии воспитания.
  5. Адекватная возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка система требований и запретов.
  6. Разумная и адекватная система санкций и поощрений.
  7. Способность к эффективному решению возникающих проблем, конфликтов, умение не допустить их перехода в хроническую фазу.

Все указанные выше рекомендации особенно актуальны в настоящее время, когда всё более неблагоприятной становится как макросоциальная, так и микросоциальная среда развития. Наблюдение сцен насилия на улицах, по телевизору, в фильмах, компьютерных играх,  – всё это является факторами-предпосылками появления патологических страхов у подрастающего поколения. Что может помочь ребёнку справиться с этими внешними неблагополучиями? Родительская любовь, эмоциональное тепло, забота и защита. Поэтому особую остроту в последнее время приобретает проблема дефицита близкого общения в современных семьях, отсутствия совместных форм досуга, эмоциональной отстранённости членов семьи друг от друга.

Родительская любовь – предыдущая

Вернуться к началу статьи


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)