Общее и специфическое в речи детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития(детская речь)

Т.А. Фотекова

Абакан, Россия

Задержка психического развития церебрально-органического генеза (ЗПР) и общее недоразвитие речи (ОНР) представляют наиболее частые отклонения в психическом развитии детей. Судя по данным специальной литературы, дети этих вариантов дизонтогенеза в дошкольном и младшем школьном возрасте имеют много общего в характеристиках речи. В связи с этим представляет интерес сопоставительный анализ речевых возможностей детей с ЗПР и ОНР и детей группы нормы для выявления общих и отличи­тельных особенностей, которые могут быть важны для организации коррекционной работы при отклоняющемся развитии.

В исследовании приняли участие 353 школьника в возрасте от 7 до 17 лет, обучающихся в 1-3 и 8-10 классах московских школ разного типа. Всего было обследовано: 107 учащихся массовой школы; 106 детей с ЗПР; 140 учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих ОНР. Учащиеся 1 и 2 классов участвовали в лонгитюдном исследовании.

Исследование носило комплексный характер и касалось не только речи, но и других высших психических функций. В докладе будут рассмотрены только речевые особенности. Для их выявления использовалась разработанная совместно с Т.В. Ахутиной (Фотекова, Ахутина, 2002) методика, построенная с учетом традиционных для логопедической практики приемов (Методы обследования, 1982; Лалаева, 1988; Мальцева, 1991) и некоторых нейропсихологических методов, предложенных J1.C. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой (1988) для оценки речи взрослых больных с афазией.

Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы. В качестве теоретической базы послужили положения А.Р. Лурия, Р. Якобсона и Т.В. Ахутиной о синтагматических и парадигматических связях языковых элементов и соответствующих им рече­вых операциях, которые соотносятся с двумя функционально и структурно специфическими системами головного мозга. Первая предполагает участие передних (премоторных и лобных) отделов коры доминантного по речи полушария и обеспечивает организацию двигательных процессов, их плавное протекание во времени и соответствие исходным программам. Другая система включает задние (теменно-височно-затылочные) отделы и отвечает за конкретизацию схемы высказывания посредством выбора нужных языковых единиц (лекссм, морфем, фонем, аргикулем). В осуществлении речи эти системы работают согласованно. Характер преобладающих речевых ошибок может свидетельствовать о том, какая из них оказывается наиболее функци­онально слабой в каждом конкретном случае речевого недоразвития.

Методика состоит из двух разделов, первый из которых направлен на обследование устной, а второй – письменной речи. Первый раздел включает два блока, позволяющих оценить состояние экспрессивной и импрессивной речи. В первом блоке пять серий, предусматривающих проверку уровня моторной реализации высказывания, словообразовательных навыков, синтак­сиса, связной речи и номинативной функции. Второй блок состоит из трех серий, оценивающих способность к пониманию названий предметов и действий, как далеких по звучанию и значению, так и близких по какому-либо из этих признаков, а также возможность понимания сложных логико-грамматических конструкций и сформированность фонематического восприятия. Раздел, иссле­дующий письменную речь, помимо проб на письмо и чтение содержит задания, выявляющие сформированность предпосылок письменной речи, а именно навыков языкового и звукового анализа. Поскольку в исследовании принимали участие разновозрастные дети, использовались два варианта методики: для учащихся 1 – 3 классов и для старшеклассников.

Для дифференциации природы допускаемых речевых ошибок были применены разные виды оценки. Так, например, пробы на проверку грамма­тического строя речи оценивались по нескольким параметрам. Отдельно начислялся балл за грамматическое структурирование, смысловую адекват­ность и лексическое оформление, а также фиксировались ошибки, обусловлен­ные трудностями фонематического восприятия (пробы предъявлялись на слух), и вербально-перцептивные ошибки, которые возникали при составлении предложений по картинкам. Все задания серии на проверку связной речи оценивались по четырем критериям: смысловая адекватность, возможность программирования текста, грамматическое структурирование и лексическое оформление.

отличники и троечники – предыдущая | следующая – речевое развитие

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание