/     /  
Агрессия в детском возрасте

Агрессия в детском возрасте

Агрессия в детском возрасте
Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

Детская агрессия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дефицит близкого эмоционального общения с родителями, совместных форм активности, увеличение числа маргинальных семей, случаев насилия в семье, социального сиротства, рост жестокости в обществе, демонстрация сцен насилия с экранов телевизоров, наблюдение за происходящим на улицах городов – всё это ведёт к росту проявлений агрессии в детском возрасте. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Как правило, всё начинается с, казалось бы, невинных обзывательств, случается, что отбирая игрушку у сверстника, ребёнок может ударить, толкнуть, потянуть за волосы, укусить. Однако подобные агрессивные проявления имеют тенденцию учащаться, усиливаться, действия ребёнка уже могут нанести существенный вред сверстнику. Родители не всегда замечают, когда их ребёнок начинает уже переступать границы дозволенного, когда агрессивность становится нормой их поведения, способом решения возникающих конфликтов, проблем, реакцией даже на нейтральные ситуации, и начинают бить тревогу, когда становится уже достаточно сложно что-либо изменить. Поэтому особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления, и когда ещё можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Для начала поговорим о внешних формах проявления агрессии. Психологи выделяют вербальную (словесную) и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямую или косвенную формы:

Вербальная агрессия:

– Косвенная вербальная агрессия: обвинения или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях:

• жалобы («А Вова меня стукнул!»)
• демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел!»)
• угрозы («Если не будешь меня слушать – я тебя ударю!»)

– Прямая вербальная агрессия: оскорбления и вербальные формы унижения другого:

• дразнилки («ябеда-корябеда»)
• обзывательства («дурак», «урод»)

Физическая агрессия:

– Косвенная физическая агрессия: принесение материального ущерба другому через непосредственные физические действия:

• разрушение продуктов деятельности другого ребёнка (разрушить домик, построенный другим ребёнком)
• уничтожение или порча чужих вещей (сломать чужую игрушку)

– Прямая физическая агрессия: непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения (драка, кусание, царапанье, хватание за волосы и т.п.)

Мы попытались представить максимально полную картину внешних форм агрессивного поведения, однако об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо понять причины её появления, найти мотивы, заставляющие ребёнка вести себя деструктивно, жестоко. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.

На каждом этапе развития отмечаются свои причины и механизмы появления агрессивных форм поведения. Поэтому проследим кратко особенности проявления агрессивности на разных возрастных этапах. Элементы агрессивного поведения могут отмечаться уже в раннем возрасте (1-3 года). В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний ребёнка в результате применения воспитательных воздействий. Кризис 3 лет связан с проявлениями агрессии, обесцениванием. Чем сильнее агрессия в 3 года, тем больше внимания следует обратить на то, не ущемляются ли проявления самостоятельности ребёнка, есть ли у него возможность проявить своё «Я».

Следующая – Инструментальная агрессия


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)