Структурный анализ конструктивной деятельности детей с умственной отсталостью: нейропсихологический подход (анализ деятельности)

Помощь 2 уровня. Если предыдущая помощь не сработала, на предъявля­емом образце рисуются две линии, разделяющие его на составляющие элемен­ты. Затем испытуемых просят пронумеровать элементы данного образца. Таким образом, испытуемым становится легче преодолеть первое перцептивное впе­чатление, полученное от образца, и расчленить его на составляющие элементы.

Помощь 3 уровня. На каждый элемент конструкции наносится пометка – указатель, помогающий сориентировать его в пространстве. Аналогично, пометку получает и каждый кубик. После этого экспериментатор говорит и показывает детям, как использовать пометки при конструировании. Таким образом, им облегчается задача ориентировать в пространстве каждую из двухцветных сторон.

Помощь 4 уровня. Здесь используются те же образцы, что и на 3 уровне помощи. Только теперь экспериментатор указывает испытуемому, что он должен сделать по шагам. В данном случае ребенку не нужно планировать и/или контролировать свои действия, от него требуется лишь выполнять операции, подсказываемые экспериментатором.

Таким образом, первые три уровня помощи являются вспомога­тельными средствами, нацеленными на пространственный анализ и/или операции, а четвертый уровень – на планирование и контроль.

Результаты и обсуждение. Случаи, в которых эффективной оказалась помощь, направленная на облегчение пространственного анализа и/или операции

Случай 1: М.С. (пол м. КВ=13:1, ПВ=6:7)

Мальчику была свойственна повышенная утомляемость и вялость, так что нам приходилось снова и снова его стимулировать. Самостоятельно он смог справиться только с заданием 1 (см. рис.3). Но наше внимание привлекло наличие в его действиях стратегии. Это проявилось в том, что он, во-первых, положил все кубики правильными сторонами, прежде чем перейти к собственно конструированию, а затем аккуратно укладывал их (см. рис.4). Это означает, что он предварительно проанализировал образец и сплани­ровал процесс конструирования.

перейдя ко второму заданию, которое требовало использования двухцветных сторон, он, однако, отка­зался от предварительного анализа и планирования и перешел к манипуля­циям по принципу «проб и ошибок». Он также не смог заметить (или не заметил), что следует использовать и двухцветные стороны кубиков. Он продолжал попытки конструирования с применением только одноцветных сторон и не справился ни с этим заданием, ни с последующими двумя.

В тесте 2 эффективной оказалась лишь помощь 3-го уровня. Удивитель­но, насколько данный вид помощи заставил мальчика отказаться от метода «проб и ошибок» и перейти к целенаправленной стратегии. Сначала он сложил нижнюю часть фигуры, состоящую из одноцветных сторон, а затем – верхнюю, куда входили двухцветные стороны, при этом он обращал внимание на пометки на образце и на кубиках (было заметно, что он разделил процесс конструирования на два этапа). С этой помощью он смог продвинуться до задания 9.

Случай 2: А.Е. (пол ж. KB = 13:0, ПВ = 6:0)

У девочки хорошо развита речь. Нередко она весьма бегло разгова­ривала с нами и рассказывала о событиях в школе. Она слушала инструкции экспериментатора и даже задавапа вопросы, если что-то не понимала. Несмотря на это, самостоятельно она не справилась даже с заданием 1. В тесте 2 помощь 1-го уровня не помогла. Давать в задании 1 помощь 2-го уровня бессмысленно, так же как и помощь 3-го уровня. Поэтому мы сразу перешли к 4-му уровню помощи. Характерно то, что она правильно выбирала нужные стороны, однако часто неверно их располагала (например, k s ) и из-за этого не справлялась с заданием. Для того, чтобы ей это удалось, нам пришлось добавить к помощи 4-го уровня, ориентированной на аспект программирования и контроля, инструкции, касающиеся пространственной организации (например: «Подвинь кубик выше!»). Помощь 4-го уровня не помогла и во 2 задании.

Затем мы вернулись на второй уровень помощи и попросили ее сделать 2-ое задание. Характерно, что девочка не смогла правильно пронумеровать элементы в образце даже после инструкций экспериментатора (М.С. также сначала не смог это сделать, однако после инструкции ему это удалось). Она же нумеровала только в соответствии с воспринимаемыми единицами (т.е. в задании 2, где образец похож на домик, она обозначила цифрами 1 и 2 «небо», цифрами 3 и 4 – части «крыши», цифрами 5 и 6 – «стену»). С этим заданием она справилась только тогда, когда она использовала настоящие кубики в качестве моделей. Предположив, что использование настоящих кубиков может помочь ей анализировать образец, мы ввели их в ситуацию, однако это ничего не изменило. Помощь 3-го уровня также оказалась беспо­лезной. Таким образом, подтвердилось, что ни один из четырех уровней помощи не дал никакого эффекта.

Тогда мы попытались одновременно предъявить образец, используемый в 3-ем уровне помощи (нарисованный на карточке), и рядом образец из настоящих кубиков. Этот тип вспомогательного средства можно рассматри­вать как модификацию 3-го уровня. С этим вариантом помощи она смогла эффективно решить все задания на конструирование из четырех элементов.

умственная отсталость – предыдущая | следующая – интеллект и помощь

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание