/     /  
Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Проблема структуры памяти и процессов оперирования хра­нимыми знаниями находится ныне в центре внимания многих авторов. Н. И. Чуприкова [1981, 25] подчеркивает важность разграничения двух форм индивидуального сознания — структурной и динамической. Первая из них, структурная — это «бо­лее или менее упорядоченная отражательно-знаковая система, складывающаяся в мозгу каждого человека в процессе его жиз­ни в результате практической деятельности, усвоения языка, существующей системы знаний и его личных усилий по позна­вательному упорядочиванию явлений действительности». Особый интерес для нас представляет то, что, по мнению Чуприковой, вторая, динамическая форма индивидуального сознания — это «отдельные акты осознавания внешних и внутренних воздей­ствий, осуществляющиеся в структуре отражательно-знаковой системы и выражающиеся в форме суждений» [Там же]. По­следнее заставляет более подробно остановиться на следующих трех моментах. Во-первых, «акты осознавания» имеют место на фоне не­осознаваемых психических процессов. Ср.: «...каждую (в пре­деле) форму осознаваемой психической деятельности следует рассматривать как уходящую своими корнями в «бессознательное», как детерминируемую не только в ее элементарных, но и — что особенно важно — в наиболее сложных семан­тических, смысловых отношениях не только осознавае­мым, но и неосознаваемым образом» [Бассин и др. 1979, 86]. Во-вторых, эти акты осуществляются в структуре единой отражательно-знаковой системы (ср. выше обсуждение вопроса двух форм кодирования). В-третьих, акты осознавания выражаются в форме сужде­ний, а физиологическим механизмом актов суждения служат динамические процессы нервного анализа и синтеза [Чуприко­ва 1981, 23]. Подчеркивая, что способность высказывать суж­дения об увиденном и услышанном составляет характерную черту сознания человека, Чуприкова уточняет, что «осознавать действительность—значит расчленять ее на элементы и уста­навливать между ними определенные связи и отношения: сходства, тождества, различия, принадлежности, последовательно­сти, причинности и т. д. и т. п. И чем больше взаимосвязанных элементов в объекте или ситуации может быть вычленено и вновь связано, тем выше уровень осознания действительности» [Там же]. Ранее [Залевская 1977, 1981] фактически эти же три мо­мента были учтены нами при попытке проследить пути станов­ления субъективного лексикона и объяснить способность слова служить средством доступа к информационному тезаурусу человека. В частности, постулировалось функционирование спе­цифического механизма глубинной предикации, соотносимого с понятием «коммуникации» у А. А. Шахматова, с идеей «импли­цитных предикативностей» С. И. Бернштейна, с «пропозицией» у С. Д. Кацнельсона. При усвоении нового слова, неразрывно связанного с формированием новых знаний об окружающем человека мире и об особенностях оперирования этим словом в речи, имеет место взаимодействие новых энциклопедических и языковых знаний с продуктами переработки разнородного (чувственного и рационального, индивидуального и социально­го) предшествующего опыта человека. Это приводит к установ­лению общности и различий по некоторым (не всегда доступным для вербализации) параметрам, каждый из которых служит основанием для констатации факта обнаруженной связи — с указанием на характер связи или без такого указания. По мере накопления опыта оперирования словом необходимость в более или менее развернутых актах подобного рода постепенно от­падает, хотя в случаях надобности они снова могут иметь место (реальная предикация переходит в потенциальную, и наоборот). Использование термина «глубинная предикация» обусловлено признанием того, что и развернутая констатация связи произ­водится индивидом «для себя», а это снимает обязательность полного внешнеречевого оформления продукта такого акта. Нейрофизиологический механизм рассматриваемого явления может, как нам представляется, трактоваться в терминах дина­мических временных связей, основывающихся на общих (сов­падающих) элементах соотносимых в уме объектов и являю­щихся продуктом аналитико-синтетической деятельности мозга [Бойко 1976]. Поскольку динамические временные связи при их повторении переходят в замыкательные, слово становится сре­доточием пучка связей, прямо ведущих к продуктам многочис­ленных актов глубинной предикации, что в комбинации со свя­зями по линии звуковой и графической формы слов дает ту многомерную систему связей, на которую неоднократно указы­вал А. Р. Лурия [1974, 14—15; 1975, 34—37].

Акт глубинной предикации не следует отождествлять с суж­дением в логике или предложением в лингвистике, ср. у И.М. Се­ченова: «Сознание констатирует (не следует забывать, что эти слова — фигура!)» [Сеченов 1953, 157]. Глубинная предикация как констатация некоторого факта сходства или различия по тому или иному параметру, как «минимальный акт познания», в терминах Г. П. Мельникова [1978, 194], осуществляется на специфическом «языке мозга» (см. [Бойко 1976] о возможности распространения принципа функционального совмещения на всю сферу человеческого мышления). При выведении же про­дукта подобного акта на уровень сознания имеет место то, что мы можем наблюдать и описывать в терминах логики и линг­вистики.

Понятие пропозиции - предыдущая | следующая - Языковая информация

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)