Модель конфликта в позитивной психотерапии (краткая форма)
а) Актуальный конфликт
Жизненные события ( «Life events», как, например, изменения в профессиональной деятельности, переселение, чья-то смерть и др.) и микротравмы (накапливающиеся события, как, например, непунктуальность партнера, опоздание поезда, ненадежность и несправедливость сотрудника) сочетаются в личности одного человека в их физическом, социальном и духовном измерениях (вопросы о 10 событиях последних 5 лет). В этом сочетании внешних перегрузок и личностно детерминированных возможностей и способностей для переработки этого напряжения возникает актуальный конфликт.
Научные исследования показали, «что в несколько различающихся культурах совершенно одинаковые психические процессы в социальной сфере известны и классифицируются как стресс». Так, одна американская исследовательская группа (Holmes & Rahe, 1967; Rahe, 1969) опросила в различных странах, таких как США, Швеция, Голландия и Япония, репрезентативную часть населения о том, какие события они считают наиболее тяжелыми. Поразительным результатом были практически не отличающиеся оценки в различных странах и культурах, и расположились они примерно по такому ранжиру:
1. | Смерть супруга | 100 | 9. | Усыновление ребенка | 45 |
2. | Развод | 73 | 10. | Уход на пенсию | 45 |
3. | Разлука супругов | 65 | … | ||
4. | Тюремное заключение | 63 | 38. | Изменение ритма | 16 |
5. | Смерть одного из близких | 63 | сна-бодрствования | ||
родственников | 39. | Изменение в составе семьи | 15 | ||
6. | Травма или болезнь | 53 | 40. | Изменение привычек в еде | 15 |
7. | Свадьба | 50 | 41. | Каникулы | 13 |
8. | Увольнение с работы | 47 | 42. | Рождество | 12 |
43. | Небольшие нарушения закона | 11 |
Шкала стрессовых факторов указывает на то, «что существуют события высокой стрессовой интенсивности и такие, которые в общем воспринимаются как малообременительные. В то же время считается, что неожиданные события вызывают существенно более сильный стресс, нежели предвиденные. Наконец, решающим является то, действует ли стрессор однократно или сохраняется длительно и таким образом ведет к возрастающей нагрузке» (Heim, 1989).
На рубеже тысячелетий Sabshin (1990) предвидит в американской психиатрии «концентрацию внимания на вопросе, как сохраняет человек свое здоровье во время различных фаз своего развития и по мере возрастающих нагрузок».
б) Актуальный и базовый конфликт
Специфическое взаимодействие актуального и базового конфликта описывается в позитивной психотерапии следующей моделью: исследуемые в дифференциально-аналитическом опроснике (ДАО, ср. ч. 1, гл. 4) и в Висбаденском опроснике к методу позитивной психотерапии и семейной терапии (WIPPF; Ре- seschkian, Deidenbach, 1988) способности, ценностные установки, концепции и готовность к конфликту (первичные способности как проявление способности к любви, вторичные – как выражение способности к познанию) усугубляют внешние события и аффективно окрашивают их на фоне биологически – биографической данности.
Во всех культурах актуальные способности начинают формироваться уже во внутриутробном периоде. Они проявляются во все жизненные периоды и этапы, отражаются и в реакциях на события последних 5 лет как приобретенные за время развития установки. В рамках терапии возможно достичь только частичной регрессии (например, в отношении верности, справедливости или бережливости). Часто при таком содержании процесса структурирование личности излишне.
в) Ключевой конфликт
Предпосылки для этого — упомянутые направления развития базовых способностей (4 сферы способностей к познанию и любви) в их индивидуальной форме: как результат формируются готовность к поступкам и образ поведения с их аффективным и эмоциональным компонентами, которые вливаются в определяемую как ключевой конфликт дихотомию учтивость — прямота:
— учтивость означает способность быть внимательным, подчиняться, говорить «Да» ценой интуитивного отказа и эмоциональной реакции страха (ср.: ч. И, гл.26: «Как спрашивают об учтивости?» );
— прямота как способность открыто выражать потребности, стоять за себя и утверждать себя определяет сопутствующий риск агрессии (ср.: ч.II, гл.5: «Как спрашивают о прямоте?» ).
Этот ключевой конфликт мы считаем центральной «точкой включения», где решается дальнейшее направление переработки конфликта.
В нашей модели мы рассматриваем ключевую точку учтивость — прямота как самое уязвимое место для следующей схемы возникновения симптома: реакциям учтивости соответствует в эндокринном и медиаторном механизмах ЦНС реакция страха; реакциям прямоты соответствует в ЦНС агрессия (рис.2).
г) Нейрофизиология
В этих событиях принимает участие весь организм, в особенности гормональная и вегетативная нервная система. В эмоциональных процессах задействованы как центральные (таламус, лимбическая система, структуры активации и вознаграждения), так и периферические структуры (катехоламины, гормоны коры надпочечников, вегетативная нервная система). Нейропептиды (например, гормоны гипофиза и гипоталамические пептиды), продуцируемые эндокринными клетками и эндокринными железами гормоны в узком смысле слова, а также продуцируемые центральными и периферическими нейронами медиаторы используются как сигнальные вещества. Так могут возникать функциональные нарушения и так называемые «Locus minoris resistentiae».
Процессы обмена между различными стадиями этой модели должны представляться динамичными и функционировать при постоянной обратной связи, которая может влиять, как индуцируя конфликт, так и редуцируя его. Например, такая саморегулирующаяся система может усиливать воздействие микротравм на субъективные границы перегрузок (невротические навязчивости). С другой стороны, система постоянной обратной связи определяет возможность терапевтического воздействия.
Транскультурный подход – предыдущая | следующая – Интерпретация способностей