б) Актуальные способности и концепции (внутренняя динамика конфликта)
На основании этих сопутствующих психотерапии поведенческих и установочных норм был разработан дифференциально-аналитический опросник (ДАО, табл. 3) как относительно всеобъемлющая система понятий. Содержащиеся в нем первичные и вторичные нормы поведения я назвал актуальными способностями (см. табл. 2). Это понятие я считаю необходимым потому, что эти нормы даны человеку в его развитии как способности. Они являются измерениями развития, проявления которых усиливаются или подавляются благоприятными или тормозящими влияниями окружающей среды. Актуальными эти способности являются потому, что они постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях. В связи с этими психосоциальными нормами у меня возникают следующие вопросы:
Каким образом возникают конфликты? Как можно соответствующим образом описать эти конфликты? Что стоит за симптомами психических и психосоматических расстройств и ограничением межличностных отношений и как можно лечить эти расстройства?
Таблица 2. Перечень вторичных и первичных способностей (актуальные способности)
|
В западных странах мы наблюдаем тенденцию к превознесению вторичных способностей, например способности к достижению, что сопровождается снижением роли первичных способностей, например, способности к общению (рис.4). На Востоке, напротив, проявляется склонность выделять первичные способности, ориентированные на межличностное общение, при этом, очевидно, различные вторичные способности теряют свое значение.
Актуальные способности являются психодинамически действующими. Они взаимосвязаны с такими психодинамическими категориями, как Сверх-Я и Я- идеал, и такими глубинно-психологическими категориями, как чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежелательным» поведением в поведенческой терапии.
Актуальные способности дают нам дополнительные дифференциально-диагностические указания и на основе познания содержания конфликтной сферы открывают новые возможности воспитания, самопомощи, психогигиены и конфликт- центрированной психотерапии. Во взгляде на практический процесс мы стараемся под девизом «Как об этом спрашивают?» проанализировать отдельные актуальные способности при помощи ключевых вопросов.
В повседневных описаниях и оценках, а также в обоюдной партнерской оценке вторичные актуальные способности играют решающую роль. Тот, кто находит другого человека милым и симпатичным, обосновывает свое мнение так: «Он порядочен и аккуратен, на него можно положиться». Обратную оценку получает отвергаемый человек: «Он мне несимпатичен, потому что он небрежен, непунктуален, несправедлив, невежлив, скуп и ленив».
Такими же привычным, как эти примеры, является и влияние соответствующих переживаний на настроение и физическое состояние. Так, например, педантичность, неаккуратность, ритуализированная чистоплотность, небрежность, чрезмерные требования к пунктуальности, непунктуальность, принудительная совестливость или необязательность, помимо социальных конфликтов, ведут также и к психическим, и психосоматическим расстройствам. Например, к таким как страхи, агрессия, подражания, и их следствиям: в психической сфере, вдыхательных путях, в сердечно-сосудистой системе, в гастроинтестинальной зоне, в опорно-двигательном аппарате, в нервной системе, в мочеполовой сфере и на коже.
Исследование актуальных способностей происходит при помощи дифференциально-аналитического опросника (ДАО, см. табл. 3) и Висбаденского опросника к методу позитивной психотерапии и семейной терапии (Peseschkian, Deidenbach, 1988). Инструкция к проведению ДАО звучит следующим образом: «Случаются ли у Вас конфликты в сфере пунктуальности (аккуратности и т.д.)? Кто из Вас — Вы или Ваш партнер — придает больше значения пунктуальности (аккуратности и т.д.)?» Возможны различные модификации инструкции в зависимости от конкретного случая.
Таблица 3. Дифференциально-аналитический опросник (ДАО, краткая форма; (Peseschkian, 1977)
|
Отмечаются отдельные поведенческие сферы таким образом, что ( +++ ) обозначает наивысшую субъективную оценку какой – либо категории, ( — ) обозначает низшую оценку («Вообще не придает этому никакого значения…»); ( + – ) свидетельствует об индифферентности по отношению к определенной поведенческой сфере; (++),( + ),(-) и ( – – ) отражают степени субъективного значения. Вторая графа воспроизводит самооценку пациентом его актуальных способностей. Третья графа отражает оценку пациентом качеств партнера; помимо этого, могут быть введены и дополнительные графы для значимых других. Последняя графа содержит спонтанные комментарии.
Способность к познанию и к любви – предыдущая | следующая – Формы переработки конфликтов