Кроме рецептивной музыкотерапии в процессе группового взаимодействия детей с аутизмом можно использовать активную форму занятий. Используются следующие игры:
Игра «Угадай, кто идет»
Цель. Обучение ребенка произвольной регуляции своих действий.
Ход игры. Психолог предлагает ребенку воспроизвести отдельные звуки на пианино: громкий удар— идет медведь, быстрые движения — бежит заяц, тихие ритмичные постукивания — птички зернышки клюют и пр. Остальные члены группы угадывают, кто идет. Обычно дети с удовольствием выполняют предложенные задания.
Игра «Сильный стук — слабый стук»
Цель. Обучение ребенка произвольной регуляции своих действий.
Ход игры. Психолог или помощник психолога удерживают бубен, и дети поочередно ударяют по бубну по инструкции психолога: «Ударим громко», «Ударим тихо».
Комментарий. Как правило, дети с аутизмом, в связи со склонностью к стереотипиям, пытаются ударять по бубну много раз. Не следует останавливать ребенка, но обязательно надо обратить его внимание на силу удара, приговаривая: «Молодец, ты ударил громко (тихо)». Аналогичные игры можно проводить с ложками, четками и пр.
Игра «Хоровое пение»
Ход игры. Музыкальный работник издает отдельные протяжные звуки и просит детей повторить их.
Комментарий. Если дети отказываются выполнять задание, необходимо продолжать пение до тех пор, пока ребенок не присоединится к ведущему. Обязательно необходимо поощрить ребенка.
Рекомендуется усложнять задания, использовать коллективные игры на ложках, бубнах и других инструментах.
С целью коррекции страхов у детей с аутизмом целесообразно использовать индивидуальную музыкотерапию. Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии: коммуникативный, реактивный и регулирующий [Вольперт, 1972].
На коммуникативном уровне усилия психолога направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. В специально оборудованной игровой комнате специалист совместно с ребенком слушает музыку. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, психолог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, чтобы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погладить по спине и пр.
На реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмичной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструкцией психолога: «„Страшилка” начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».
На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в которых могут оказаться «страшилка» и ребенок. Ребенка просят выбрать музыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляющую или быструю, активизирующую. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка и его отношение к пугающим объектам.
Как показывает опыт нашей работы, использование музыкального сопровождения в процессе психологической коррекции страхов у ребенка способствует усилению его активности, эмоциональному вовлечению в игру, улучшению эмоционального фона. Большинство детей с аутизмом предпочитает тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Она способствует снижению тревожности, страха, особенно на начальных этапах общения психолога с ребенком. Активирующее влияние на последующих этапах психологической коррекции страха у детей с аутизмом оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать как в процессе группового взаимодействия, так и в процессе индивидуальных занятий.
Следует подчеркнуть, что музыкотерапия, арт-терапия, игровая терапия и другие методы представляют собой лишь способы психологического воздействия, то есть психокоррекционные технологии. В свою очередь, сложность, многообразие и специфика эмоциональных проблем у детей с аутизмом требуют системного подхода к разработке психокоррекционных программ с использованием этих и других психокоррекционных технологий.
Музыкотерапия в системе психологической коррекции страха у детей с аутизмом– предыдущая | следующая – Глава 18. ЭТАПЫ И СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ АФФЕКТИВНОЙ ПАТОЛОГИИ
консультация психолога детям, подросткам, взрослым