/     /  
Агрессия в детском возрасте: Инструментальная агрессия

Агрессия в детском возрасте: Инструментальная агрессия

Агрессия в детском возрасте: Инструментальная агрессия
Автор статьи: детский психолог Сутулина Анна

Статистика показывает, что в дошкольном возрасте (3-6 лет) около 55% детей проявляют элементы агрессивного поведения. В данном случае психологи, как правило, говорят об инструментальной агрессии, то есть агрессия является для ребёнка средством, инструментом достижения какой-либо цели. При этом цели действия не враждебны, у ребёнка нет желания причинить вред другому, но средства достижения этих целей не всегда бывают корректны. Рассмотрим кратко те ситуации, в которых ребёнок проявляет элементы агрессивности:

  • стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками)
  • привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки)
  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство (ребёнок открыто смеется над неудачами сверстника)
  • стремление быть главным

Почему же столь маленькие дети используют агрессивные действия для достижения своих целей? Дело всё в том, что дети в этом возрасте ещё не владеют достаточной компетентностью в общении, навыками социального взаимодействия, разрешения конфликтных, спорных ситуаций. Их отличает ещё высокий уровень эгоцентризма, неспособность встать на позицию другого человека, понять его чувства, намерения, переживания, боль. Кроме того, в дошкольном возрасте отмечается ещё низкий уровень произвольности поведения, самоконтроля, что является нормой для данного этапа развития. Поэтому не стоит пугаться, если Ваш ребёнок демонстрирует элементы агрессивности, а скорее стоит подумать о том, как можно скорректировать эту негативную модель поведения, как помочь ребёнку овладеть своим поведением и приобрести навыки эффективного общения.

Можно выделить следующие направления в работе с ребёнком, проявляющим элементы агрессивности в поведении:

  1. Введение норм и правил поведения в доступной и понятной для ребёнка данного возраста форме, формулирование требований и запретов в спокойной обстановке с объяснением, почему нужно вести себя именно таким образом. При этом требования и запреты должны быть постоянны (нельзя допускать того, что сегодня они есть, а завтра становятся необязательными для выполнения) и применимы ко всем членам семьи (если запрет на агрессию формулируется в адрес ребёнка, но при этом в общении между собой родители нередко допускают резкие, агрессивные высказывания, то данный запрет теряет свою силу и становится бессмысленным для ребёнка).
  2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении. Родители могут обучать своего ребёнка приёмам общения, проигрывать с ним сложные ситуации, объяснять как можно поступить, что ему на это могут ответить, к каким последствиям это приведёт.
  3. Наблюдаемые проявления агрессии необходимо сразу же блокировать.
  4. Возможно применение наказаний в том случае, если ребёнок проявляет элементы агрессии в общении. Это может быть наказание естественными последствиями, временное лишение ребёнка чего-либо значимого для него (просмотр мультфильмов, телепередач, лишение подарков и т.п.). При этом стоит помнить, что негативной оценке могут подвергаться поступки ребёнка, но не его личность. Негативные оценки личности ребёнка («ты плохой!», «ты злой!») приведут к негативному самоощущению у ребёнка, низкой самооценке, чувству тревожности, что может только усилить агрессивные проявления в адрес других людей.
  5. Обучение ребёнка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
  6. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих.
  7. Развитие осознания собственных эмоций и чувств других людей.
  8. Развитие позитивной самооценки, эмоциональная поддержка ребёнка, создание условий защищённости и безопасности в семье.

Основной и ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, именно в ней происходит эмоционально-личностное и познавательное развитие ребёнка, именно она содержит в себе максимальный развивающий потенциал, а также является способом коррекции негативных поведенческих проявлений. Групповая игротерапия является эффективным методом работы с агрессивными проявлениями в детском возрасте. Игротерапия помогает преодолеть трудности, связанные с низким уровнем коммуникативной компетентности, несформированностью коммуникативных действий и операций, неумением согласовывать свои действия с партнера­ми. Также данный вид терапии позволяет скорректировать трудности произвольной регуляции поведения и деятельности, трудности осознания собственных эмоциональных реакций и чувств других людей, неспособность к правильному эмоциональному отреагированию. Игротерапия позволяет ребёнку в интересной и увлекательной для него форме овладеть социальными нормами и правилами, сформировать представление о социально одобряемых формах взаимоотношений.

Детская агрессивность – предыдущая | следующая – Агрессивные тенденции в поведении ребенка


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)