3.1.1. Афазия и предметный образ.
Нарушение называния предметов
Называние предмета является одним из сложнейших процессов речи. Проблема природы и структуры процесса называния в свое время занимала многих крупных афазиологов, лингвистов, психологов и неврологов, таких как И. М. Сеченов, А. А. Потебня, Л. С. Выготский, К. Гольдштейн, Г. Хэд и др. Особый интерес вопрос о механизмах и природе нарушения называния приобрел в патологии, и прежде всего в случаях нарушения номинативной функции речи при локальных поражениях мозга; многие десятилетия он решался в острой дискуссионной борьбе.
Разные области знания изучают процесс называния предметов в разных аспектах. Изучение нарушения номинативной функции речи дает возможность подойти к более интимной стороне процесса называния, обычно скрытой от глаз исследователя. Такой стороной речи является прежде всего ее уровневое построение, взаимодействие уровней и звеньев в структуре речи, ее взаимодействие с другими психическими процессами и др.
Широко известно, что в клинике афазий при всех формах афазии нарушается номинативная функция речи, т. е. процесс называния, который играет значительную роль в формировании и реализации коммуникативной и познавательной функций речи. Распространенность этого дефекта, его малая изученность и отсутствие правильных методов его преодоления сделали весьма актуальным изучение этой проблемы — природы и механизмов нарушения процесса называния при афазии. Из работ А. Р. Лурии известно, что дефекты называния при моторных формах афазии, а также при сенсорной явлются вторичными. Наименее изучен этот вопрос при акустико-мнестической и амнестической формах афазии, что и стало объектом исследований.
Наши собственные исследования, клиническая практика позволили выдвинуть предположение о связи нарушения называния при этих формах афазии с дефектами зрительного восприятия и предметных образов-представлений. В современной психологии образу-представлению отводится значительная роль в формировании и развитии речи, в ее структуре и протекании {Выготский, 1960; Ананьев, 1960; Эльконин, 1960; Лурия, 1975; Paivio, 1971 и др.). Многие исследователи придерживаются взгляда о динамическом взаимодействии и взаимовлиянии речи и образов, которые могут меняться в зависимости от хроногенного фактора, или от упражнений, или от нарушений, возникающих при поражениях мозга (Выготский, 1960; Лурия, 1969 и др.).
Литературные данные и клинические наблюдения свидетельствуют о том, что при акустико-мнестической афазии обращает на себя внимание сложная природа нарушения называния, связанного не столько с дефектами звукового строения слова и его реализации, сколько с нарушением процесса актуализаций нужного слова, а также и часто встречающаяся диссоциация между правильным произнесением слова и полной утратой его значения. Причину этого явления следует искать не столько в самой речи, сколько в нарушении взаимосвязи речи с другими психическими процессами. В качестве центрального дефекта и психологического механизма, обусловливающего весь синдром и характер протекания нарушений речи при этой форме афазии, А. Р. Лурия выдвигает нарушение слухоречевой памяти, а физиологическим механизмом этого нарушения считает патологическую слабость корковых клеток, легко переходящих в запредельное торможение. Отсюда эта афазия в классификации А. Р. Лурии и получила свое название акустико-мнестической, в отличие от широко известной сенсорной, или акустико-гностической, афазии, в основе которой лежат дефекты процесса акустического различения звуков, т. е. дефекты фонематического слуха.
Сложное анатомо-морфологическое строение этой области коры мозга, ее связь со зрительной зоной позволили нам предположить о комплексном влиянии на патологию речи, возникающую при поражении этой области мозга, в том числе и на возможную патологию зрительно-слуховых связей. Исследователи считают что только нарушение взаимодействия этих, по крайней мере двух, анализаторных систем может привести к той своеобразной картине нарушения речи, в том числе и функции называния, которая наблюдается при акустико-мнестической афазии.
Что касается амнестической афазии, то она характеризуется тем, что ее центральный дефект — нарушение называния предметов, — как правило, протекает на фоне относительно сохранных всех других видов речи — устной (импрессивной и экспрессивной) и письменной.
3.1. Психологический аспект афазии – Предыдущая | Следующая – 3.1.1. Афазия и предметный образ (продолжение)