Адаптация детей после развода родителей зависит от множества факторов, относящихся как к ребенку, так и к родителям, и к особенностям взаимоотношений в семье в период до, во время и после развода. Рассмотрим основные из них.
Качество родительства в ситуации развода. В период, предшествующий разводу, количество времени, уделяемого родителями ребенку, внимания, вовлеченности родителей в учебную и социальную деятельность ребенка, объем финансовых затрат был ниже, хуже было качество детско-родительских взаимоотношений (Sun, 2001; Sun, Li, 2001,2002). Первые несколько лет после развода родители охвачены собственными пережи- ваниями, кроме того, они должны справляться с трудностями воспитания ребенка в неполной семье и решать экономические проблемы. У них чаще выявляются не только эмоциональная лабильность, но и депрессия, алкоголизм, психосоматические расстройства, зависимость от психоактивных веществ по сравнению с состоящими в браке (Hetherington, СохМ., CoxR., 1982; Wallerstein, Kelly, 1980). Собственные переживания ребенка, особенности его поведения в этот период (злость, депрессия и т.п.) еще более затрудняют эффективное родительство. Как поясняет Г. Фигдор, «разведенная мать, которая сама страдает из-за развода, ни в чем так остро не нуждается, как в абсолютно послушных, как можно более самостоятельных, не очень нуждающихся во внимании и терпении детях… В то же время ребенок нуждается в матери, которая была бы до такой степени самоотверженна, терпелива, заботлива и проникновенна, какой она, собственно, до сих пор еще никогда не была» (2006, с. 29—30).
После развода страдают взаимоотношения ребенка с обоими родителями, в том числе с опекающими матерями, особенно это выражено в группе детей дошкольного возраста. Очень характерно переживаемое ребенком уменьшение позитивной вовлеченности опекающего родителя: дети считают, что родитель стал уделять им меньше внимания, проводить меньше времени вместе; оказывать меньше эмоциональной поддержки. Они часто сталкиваются с большей непоследовательностью и строгостью предъявляемых к ним требований (.Kunz, 2001).
Психическое и психологическое состояние родителя, с которым проживает ребенок после развода, качество детско- родительских отношений с ним до и во время развода являются важнейшими предикторами адаптации ребенка к психотравмирующему изменению семейной ситуации (Kelly, 2000; Ash, Derdeyn, 1997). Проживание после развода с депрессивным, тревожным родителем или родителем, имеющим личностное расстройство, является для ребенка фактором риска и ассоциируется с эмоциональными нарушениями, социальной и академической неуспешностью (Emery, Waldron, Kitzmann, Aaron, 1999; Hetherington, 1999; Kalter, Kloner, Schreiser, Okla, 1989; Kline, Johnston, Tschann, 1990). Депрессия и тревога у матери в начале бракоразводного процесса была сопряжена с эмоциональными расстройствами у детей спустя 2 года после развода (Kline, Tschann, Johnston, Wallerstein, 1989). Алкоголизация матерей после развода коррелировала с более низкой успеваемостью детей, нарушенными взаимоотношениями со сверстниками (Guiduhaldi, Perry, 1985). На адаптацию детей младшего школьного возраста значимо влияла психологическая адаптация опекающей матери (Kalter, 1989).
В свою очередь, проживание с компетентным, адекватным родителем до (Cummings, Davies, 1994; Keitner, Miller, 1990) и после развода (Kline, Johnston, Tschann, 1990) является важнейшим защитным фактором, обеспечивающим лучшую адаптацию ребенка к изменению семейной ситуации. Любовь, эмоциональная поддержка, адекватный надзор, авторитетная дисциплина, соответствующие возрасту и особенностям ребенка ожидания и требования обеспечивают лучшую адаптацию детей к изменению семейной ситуации в сравнении с менее внимательными, менее поддерживающими, менее последовательными в дисциплинарных требованиях родителями (Amato, 2000; Buchanan, Maccoby, Dornbusch, 1991; Hetherington, 1999; Maccoby, Mnookin, 1992).
Общение с отдельно проживающим родителем. В ранних исследованиях были получены не высокие, но значимые корреляции между регулярными и частыми контактами с неопе- кающим родителем и более позитивной адаптацией ребенка (Hetherington, Сох М., Сох R., 1982; Bisnaire, Firestone, Rynard, 1990).
последствия развода – предыдущая | следующая – родитель, проживающий отдельно
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.