Межполушарная асимметрия и адаптация (продолжение)

Казалось бы, перечисленных симптомов достаточно, чтобы исключить отношение к правому полушарию как второстепенному. Однако все функции, выпадавшие при заболеваниях, не складывались в такую целостную картину, которая свидетельствовала бы о существовании самостоятельного «языка» правого полушария, равнозначного левополушарной словесной речи. Тем более что речь, вербальное общение в нашей цивилизации, действительно имеет решающее значение. Поэтому роль правого полушария систематически недооценивалась.

Но после описанных исследований с пересеченными межполушарными связями уже невозможно было игнорировать специфику правого полушария. Более того, оказалось, что различия между полушариями можно наблюдать и при исследованиях на целом мозге. Так, человек быстрее реагирует на сигнал в виде образа, если этот сигнал подается в правое полушарие. На написанное же сообщение он реагирует быстрее, если оно через правое поле зрения поступает непосредственно в левое полушарие. Когда человек решает в уме задачу, каким кратчайшим путем добраться на знакомой местности из одного пункта в другой, электроэнцефалограмма свидетельствует о более выраженной активации правого полушария. При решении же математических или лингвистических задач выявляется более высокая активность левого полушария.

При предъявлении задач, требующих пространственно образных представлений, взор непроизвольно обращается влево, что свидетельствует об относительном преобладании активности правого полушария. При решении логических задач и задач па грамматически правильное построение предложений взор непроизвольно обращается вправо. Если совершать тонкие движения правой рукой, например, балансировать тросточкой на кончике пальца, и одновременно вести беседу, балансирование удается с трудом: левое полушарие вовлечено в контроль двух разнородных действий – речи и балансирования. Если такое же тонкое движение во время беседы совершается левой рукой, оно осуществляется значительно успешнее, так как речь и движение в этом случае контролируются разными полушариями.

Эти и многие другие данные были сопоставлены с результатами клинических наблюдений и тонкими психофизиологическими исследованиями на лицах с расщепленным мозгом. В результате такого сопоставления выкристаллизовалась концепция, согласно которой каждое полушарие ответственно за особый тип мышления, за свой собственный способ переработки информации. С деятельностью левого полушария связывают абстрактное логическое мышление, а с деятельностью правого – конкретное пространственно-образное. Эти типы мышления имеют множество синонимов: вербальное и невербальное (поскольку логическое мышление в отличие от пространственно-образного основывается па способности к продуцированию и пониманию речи); аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логико-знакового мышления осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление обеспечивает цельность восприятия); дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления осуществляется ряд последовательных операций, тогда как образное мышление обладает способностью к одномоментному восприятию и оценке объекта, его «схватыванию»).

На первых этапах исследования предполагалось, что различия между двумя типами мышления определяются тем, что левое и правое полушарие обрабатывают качественно различную информацию. Функцией левой гемисферы является оперирование словесным вербальным материалом, знаками и символами, обеспечивающими речевую коммуникацию, а также выполнение математических операций. Функцией правого полушария является оперирование невербальным материалом: восприятие целостных образов и их запоминание, восприятие мелодий, интонаций, ориентация в пространстве и положении собственного тела, узнавание лиц и т. п.

Разумеется, нерасчлененный мозг функционирует как единое целое, и оба полушария находятся в постоянном сложном взаимодействии. Поэтому выявить такую четкую специализацию полушарий возможно лишь после их разъединения. Такое разъединение не может не сказаться па функциональных возможностях всего мозга. Феррис и Дорсен показали, что лица с врожденным недоразвитием мозолистого тела, т. е. связей между полушариями, хуже выполняют интеллектуальные тесты и задачи на координацию движений и ориентацию в пространстве. Однако те функции, которые обычно распределены по разным полушариям, у этих больных дублировались и были представлены в каждом из них. Это отчасти компенсировало дефицит межполушарных связей, но при этом уменьшались функциональные возможности каждого полушария. Многолетние и тщательные исследования Сперри позволяют утверждать, что у лиц с пересеченными межполушарными связями снижается способность к решению некоторого типа задач и к осознанному «схватыванию» ситуации во всей ее полноте.

За что отвечают полушария мозга (правое полушарие и левое полушарие) – предыдущая | следующая – Специфика образного и логического типов мышления
Поисковая активность и адаптация. Содержание