Яндекс.Метрика

Тренинг «Трудоустройство и адаптация в новом коллективе»

отделение психологической реабилитации в ПКБ №12  г. Москвы

Медицинские психологи ПКБ №12 Мизенина Е.Д., Шабанова А.А

Современный стандарт оказания психиатрической помощи основывается на биопсихосоциальной модели терапии. Его задачей является не только купирование психопатологической симптоматики, но и восстановление занятости, что влечет за собой решение проблем, связанных со снижением уверенности и самооценки пациента, финансовой нагрузкой, уменьшением сферы общения и социальной сети [3,6].

По данным анализа контингента больных, обращающихся за помощью в дневной стационар, было выявлено, что среди них большинство пациентов (75,2%) имели специальное образование (среднее специальное, высшее и незаконченное высшее), а более половины – трудовой стаж более 10 лет. При этом работали или учились менее пятой части изученного контингента больных (14,5 %). Дополнительные исследования показали, что применение комплексного подхода (фармакотерапии и психосоциальной терапии) позволяет улучшить социальное функционирование данных пациентов, снизить выраженность психопатологических переживаний, улучшить показатели соблюдения режима терапии [4, 6].

Приведенные данные относительно психосоциальных показателей больных, поступающих в условия дневного стационара, позволяют также построить определенные задачи для психосоциальной реабилитации в нашей клинике. В проводимом нами психокоррекционном цикле приоритет отдается реабилитации в трудовой сфере, а также  межличностной коммуникации в условиях неопределенной и стрессовой ситуации вхождения в новый трудовой коллектив.

 Восстановление «рабочего статуса» и сама трудовая занятость поддерживает и направляет внутреннюю активность, восстанавливает чувство собственного достоинства, дает ощущение управляемости собственной жизнью, делает возможным обращение к вопросам построения жизненной перспективы.

Предлагаемая нами психокоррекционная программа предусматривает два взаимосвязанных цикла: «Тренинг по трудоустройству» и «Тренинг по адаптации в новом коллективе». Циклы проводятся для пациентов с различными пограничными психическими расстройствами (среди которых значительную часть составляют шизотипические расстройства).

 Принципы отбора в группу. Для работы в группе направляются пациенты без выраженных интеллектуальных нарушений, возраст участников от 20 до 55 лет (как пациенты дневного и круглосуточного стационара, так и амбулаторные). Состав группы 8-13человек. В группу набираются пациенты, мотивированные на преодоление возникающих сложностей при трудоустройстве и адаптации в новом коллективе.

Сеттинг. Программа состоит из 2-х циклов по 8 занятий. Общее количество занятий варьируется в зависимости от потребностей участников группы. Частота занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятий – 1,5-2часа.

Принципы работы комплексного тренинга:1)структурированность изложения и ясность материала;2)логическая последовательность и связанность занятий цикла; 3)использование наглядного материала; 4)поддержка и стимуляция активности пациентов в овладении материалом, решении проблемных ситуаций; 5)установление корректных и доверительных отношений в группе; 6)наличие четкой обратной связи с конкретными рекомендациями, поддержка адекватных форм поведения; 7)выполнение и проработка домашних заданий;8)работа с индивидуально-значимыми проблемными ситуациями пациентов в рамках предлагаемых тем занятий.

Структура комплексного тренинга. Подготовительный этап: проведение индивидуальной консультации с разъяснением целей и задач циклов, мотивированием на участие в психосоциальной реабилитации. В результате предварительной беседы удается собрать дополнительную информацию об индивидуальных особенностях пациента, что способствует установлению оптимального контакта и корректировке содержания цикла в зависимости от конкретных задач, а также формулированию дополнительных гипотез, включающие перечень возможных сфер деятельности или даже названия конкретных специальностей и сегмента компаний. Основной этап: информационный, диагностический (для исследования профессиональных интересов участников и их соотнесения с конкретными профессиями; выявление стратегий поведения в конфликтных ситуациях) и практический блоки. Окончательный этап: прохождение катамнестической группы.  После окончания программы проводятся 2-3 встречи в отсроченном периоде, направленные на поддержку изменений, выявление уровня достижений и обсуждение возникающих проблемных ситуаций.

Каждое занятие цикла по трудоустройству состоит из: «разминки-разогрева; содержательной части, где участникам в доступной и структурированной форме излагается материал; решения проблемных ситуаций с проработкой индивидуальных примеров; домашних заданий – для проверки и отработки на практике получаемых знаний и навыков; конструктивного обсуждения возникающих вопросов и трудностей при их выполнении. Групповая работа в рамках «Тренинга по трудоустройству» предусматривает решение различных практически-ориентированных вопросов. Участники группы учатся ориентироваться на рынке труда, оценивать свои возможности, ставить реалистичные задачи, составлять резюме, отрабатывают навыки самопрезентации и прохождения собеседований. Несомненным плюсом является практическая ориентация работы, при которой участники после каждой встречи получают специальные домашние задания, служащие целью проверки и отработки на практике получаемых знаний и навыков. Все ситуации и возникающие вопросы решаются на последующих занятиях. Мы стараемся научить участников самостоятельному поиску и ориентации в море информации о рынке труда, составлению индивидуальной стратегии и плана работы над собственным проектом «Трудоустройство», что помогает справляться с тревогой и неуверенностью. Есть несколько важных моментов, в которых мы искренне убеждены: трудоустройство – это навык, которым можно овладеть; выбирают не только работодатели, но и соискатели; на рынке труда при «правильном» и подготовленном поиске обязательно найдется нужная вакансия [10].

Адаптация в новом коллективе является важным аспектом трудового процесса. Первые дни на рабочем месте предполагают не только нагрузку на когнитивные функции, связанные с усвоением новых знаний, инструкций, обязанностей, но и эмоциональную нагрузку, связанную с установлением отношений в новом коллективе. Тренинг по адаптации в новом коллективе включает в себя: обучение навыкам самопрезентации; развитие когнитивной точности и дифференцированности социального восприятия, развитие эмоциональной саморегуляции и способности к выявлению деструктивных переживаний и действий; анализ ситуации конфликта [1,2]).

           Таким образом, в разработанном нами психокоррекционном цикле осуществляется последовательный процесс, направленный на постепенную ресоциализацию пациентов с пограничными психическими расстройствами. На наш взгляд логическая связь занятий двух циклов позволит увеличить вероятность не только трудоустройства в течение и  после прохождения испытательного срока, но и удержание на новом рабочем месте, успешное вхождение в новый коллектив, а также расширение социальной сети пациентов.

 

Список литературы:

1. Авидон И., Гончукова О. тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. – Спб.:Речь, 2008.

2. Искусство управлять: пять элементов управления конфликтами/Reiffeisen times, 19, 2009.

3. Ривкина Н.М., Сальникова Л.И. Работа с семьями в системе психосоциальной терапии больных с шизофренией и расстройствами шизофренического спектра с первыми психотическими эпизодами/Социальная и клиническая психиатрия. Т.19, вып.1, М. 2009. с.65 – 76

4. Ротштейн В.Г., Кулик М.С. Образовательные программы для потребителей психиатрической помощи в системе социальной реабилитации/Психиатрия, 2, 2009, 43-46.

5. Семенова Н.Д. Методика для мотивирования пациентов к психосоциальной реабилитации/Социальная и клиническая психиатрия, 1, 2010.

6. Семенова Н.Д. Мотивационные факторы и психосоциальная терапия шизофрении/Социальная и клиническая психиатрия, 2, 2009.

7. Шендеров К.В., Шевченко В.А.,  Загиев В.В.,  Винидиктова Г.И.,  Шмуклер А.Б. Контингент и задачи психосоциальной терапии больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра, получающих помощь в условиях дневного стационара/Социальная и клиническая психиатрия. 2007, №3

8. Шендеров К.В. и др. Эффективность комплексной помощи больным шизофренией и расстройствами шизофренического спектра в условиях дневного стационара. Социальная и клиническая психиатрия,  2012, №3.

9. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Долныкова А.А., Шмуклер А.Б. Программа тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией/Социальная и клиническая психиатрия, 1, 2007.

10. Jenny Rogers. Job interview success. Open University Press. 2011